Навигационные спутниковые системы и мониторинг объектов

Навигационные спутниковые системы и мониторинг объектов Системы GPS слежения

Спутниковый мониторинг движущихся и статичных объектов направлен на оптимизацию расходов, повышение эффективности эксплуатации транспортных средств, обслуживающего персонала и так далее. С помощью спутникового мониторинга можно выяснить не только местонахождение транспорта, но и ряд технических параметров.

Спутниковые системы

Комплексы сателлитного позиционирования предназначены для выяснения географических координат наземных, надводных, воздушных объектов. Подобные системы позволяют удаленно отслеживать параметры скорости, направление движения, длительность стоянки, точное время. Спутниковая система мониторинга состоит из орбитального оборудования, наземных элементов приема и управления.

Спутниковые системы

GPS

Глобальная позиционирующая спутниковая система контроля, гарантирующая измерение дистанций, времени с определением местоположения по координационной карте мира WGS. За исключением полярных регионов и околоземного космического пространства, GPS отслеживает объекты в любой точке планеты, независимо от погодных условий.

НА ЗАМЕТКУ. Разработка спутниковых GPS-систем мониторинга велась и внедрялась Минобороны США, с 2000-х годов стала доступна для применения  гражданскими Для сопряжения с системой потребуется трекер или телефон.

Базовый принцип действия оборудования – отслеживание при помощи вычисления временных отрезков приема синхронизированных импульсов от сателлитов на антенну пользовательского прибора. Трехмерные показатели формируются с учетом дистанции, которая равна произведению скорости света на разность приемных импульсов и момент синхронного отзеркаливания спутников.

Система спутникового мониторинга GPS

ГЛОНАСС

Российский проект, обеспечивающий высокое точное полное отслеживание в окружающем пространстве с минимальным процентом цифровой погрешности. Для позиционирования применяется современное оборудование, сопрягаемое с орбитальными спутниками посредством наземных сегментов.

Глонасс

Оборудование функционирует по следующему принципу:

  1. На объекте, который подлежит отслеживанию, монтируют приемно-передающий терминал.
  2. Устройство подает запрос на сателлиты. Чем больше на него ответит, тем точнее определится местоположение.
  3. Ответный импульс анализируется в программном отсеке с учетом задержки разных спутников. В результате определяется геопозиция приемного устройства.

DORIS

Гражданская система из Франции ориентирована на точное (до 1 см) позиционирование с применением технологии эффекта Допплера. В конструкцию входят наземные датчики и спутники. После фиксации точных координат сателлита спутниковая система устанавливает местоположение и высоту объекта с радиомаяком на поверхности планеты. Изначальное предназначение DORIS – геодезия, картография, геофизика.

Оборудование состоит из:

  • основного и добавочного приемника с парой рабочих цепей;
  • кварцевого стабилизатор-генератора с изменяемой частотностью;
  • всенаправленной 2-диапазонной антенны;
  • контрольного блока с MWR.

Beidou

Китайская спутниковая навигация обладает самой большой космической группой сателлитов в истории ГНСС, сопряженных с современным приемным оборудованием.  Прямой конкурент американского комплекса GPS. Количество обслуживаемых спутников превышает два десятка.

Самый современный запущен в 2010 г., некоторые сателлиты на орбите находятся свыше 20 лет. Глобальные спутниковые системы руководство КНР планирует использовать по типу проекта И. Маска.

Galileo

«Галилео» создан в Евросоюзе для обеспечения стран-участниц сообщества независимостью в плане координатного, временного, позиционного потока. Спутниковая система мониторинга работает в трех режимах (подробнее в таблице).

«Галилео»
Услуга Описание
Открытый сервис Сигналы доступны всем категориям потребителей без абонентской платы напрямую.
Коммерческое предложение Зашифрованный канал связи, дающий доступ к двум добавочным трекерам. Отличается увеличенной скоростью передачи сведений.
Услуга, регулируемая государственными органами Обеспечивает координатные и временные регламенты с использованием дальномерных кодов.

Спутниковый мониторинг

Спутниковый мониторинг транспорта или другого с орбитальными сателлитами – это эффективный, многофункциональный инструмент контроля эксплуатации коммерческого транспорта, например, такси, транспорта, занимающегося перевозкой грузов. Без этого спутникового мониторинга сложно определить реальный пробег авто, знать нюансы его использования, фактический расход горючего.

Для того, чтобы получать точные данные, можно скачать эфемериды GPS и ГЛОНАСС.

НА ЗАМЕТКУ. Аналитиками установлено, что отсутствие спутникового мониторинга в компаниях приносит убытки – до 10–20 тысяч на одну транспортную единицу в месяц. Если автопарк компании состоит из десятков машин, сумма становится астрономической. Кроме того, недобросовестные сотрудники компании могут обманывать работодателя.

Сферы применения  спутникового мониторинга

Системы постоянного спутникового мониторинга предназначены для:

  • отслеживания коммерческого транспорта компании онлайн;
  • координации работ аграрного транспорта и спецтехники;
  • формирования заданий рабочим бригадам, создания отчетности;
  • помощи в строительстве крупных объектов, геоинформационных исследованиях, картографии, землеустройстве;
  • спутникового мониторинга наводнений и пожаров, прочих аварийных ситуаций.

Цели и задачи спутникового мониторинга

Задачи транспортного спутникового мониторинга – определение текущего местоположения транспорта, вычисление скорости и направления перемещения, уточнение времени прибытия. С специальным ПО можно записывать и передавать весь маршрут с учетом стоянок, отклонений, кратко фиксируя расход топлива, масла, температуру кузова, возможные проблемы.

Спутниковый контроль позволяет откорректировать соблюдение графиков общественного транспорта, оптимизировать схемы использования транспорта. Кроме того, повышается безопасность водителей и пассажиров. При ДТП, пожаре или другой непредвиденной ситуации система посылает сигнал в контактный центр с анализом сложности аварии, необходимости вызова медиков, полиции, МЧС.

В таких случаях стоит быть уверенными, что данные передаются корректно и точность определения координат GPS и ГЛОНАСС соответствует заявленной.

Принцип реализации спутникового контроля

Спутниковый мониторинг реализуется с использованием нескольких систем контроля, благодаря чему значительно увеличивается точность определения геоданных. Алгоритм действий:

  1. Прием информации со спутников (желательно не менее 4), определение геолокации, скорости, направления в данный момент.
  2. Считывание сведений с добавочных датчиков, монтируемых на автомобиле.
  3. Контроль расхода топлива.
  4. Обмен информацией с бортовым компьютером.
  5. Хранение в памяти устройства данных о пройденном маршруте.
  6. Переправление сведений на диспетчерский сервер типа Wialon, «Скаут».

Современные трекеры настроены на двухстороннюю взаимосвязь. Они не только передают гаоданные и прочую информацию, но и принимают команды для корректировки текущих действий.

Особенно важно организовать связь в труднодоступных местах. Для решения данного вопроса все чаще применяется спутниковая система  мониторинга «Гонец».

GPS-трекер

Оборудование для спутникового мониторинга

В системе ГЛОНАСС используются наземное и космическое оборудование. В ГЛОНАСС входят:

  • спутники, поддерживающие «ГЛОНАСС» и GPS (каждый из них имеет собственную орбиту);
  • один или несколько серверов для обработки данных;
  • компьютер либо мобильное устройство, на котором отображаются геоданные судна или транспорта, его основные параметры;
  • приемник с встроенными и внешними антеннами;
  • дополнительные датчики, отвечающие за конкретную операцию (расход топлива, нагрев двигателя, температуру в кузове, время стоянки и тому подобное).

Программное обеспечение спутникового контроля

ПО – это основа корректной работы спутниковых систем мониторинга. От возможностей обеспечения зависит удобство использования спутниковой системы контроля и экономический эффект от его внедрения. Программы подразделяются на ресурсные (обработка данных) и клиентские (управление, создание отчетов) варианты.

ВАЖНО! В качестве сервера средней системы ГЛОНАСС может выступать персональный компьютер. Для обслуживания сотен и тысяч трекеров необходимо использовать разветвленную сеть с несколькими мощными ПК, способными выполнить все поставленные задачи.

Типы программного обеспечения спутникового контроля ГЛОНАСС:

  1. Приложения с возможностями отслеживания транспорта, включая составление карт и баз данных. Подобные ПО формируются на одном ПК, не поддерживают сетевое подсоединение.
  2. Клиентские программы. Здесь большая часть обработки приходится на сервер, для операторов предусмотрено несколько специальных приложений.
  3. ПО с веб-интерфейсом. Основная площадка для анализа сведений – сервер. Управление, составление отчетности осуществляется через приложение. Работа возможна с любым браузером, установка ПО на компьютер не требуется.

Системы спутникового мониторинга

Комплексы спутникового мониторинга условно можно разделить на несколько систем, отличающихся функционированием, рабочими схемами.

Базовый набор № 2 № 3 № 4
Терминалы транслируют информацию на основной сервер при помощи Всемирной Сети. Относится к простой, бюджетной версии мониторинга автомобиля Система актуальна при необходимости повышенной защиты информации. Все элементы контролируются через сотовую связь либо отдельно выведенный ресурс. Подходит для ТС, совершающих поездки в зонах без покрытия GSM. Данные транслируются через Интернет с последующей аккумуляцией в терминалах или смарт-гаджетах. При входе в точки Wi-Fi сведения передаются на сервер. Применяется при отсутствии любых сетей. Система накапливает информацию, отправляет ее на локальный ресурс, потом – на ПК или смартфон клиента.

Грузовые перевозки

Ключевые факторы успеха любой компании, работающей в сфере грузоперевозок, — это оперативность связи и грамотно выстроенная транспортная сеть. Решение этих задач на конкурентоспособном уровне вряд ли возможно без современных систем спутникового мониторинга автотранспорта. Технологии GPS и ГЛОНАСС в грузоперевозках позволяют:

  • отслеживать в online-режиме координаты автомобиля на любом участке маршрута;
  • точно планировать время доставки грузов с учетом всех факторов, в том числе непредвиденных;
  • обеспечивать моментальную связь водителей с диспетчерской службой;
  • предотвращать использование транспорта в неслужебных целях;
  • исключить риск потери грузов, угона транспортных средств и т.п.
  • собирать, хранить и обрабатывать любые данные о процессе перевозок.

Пассажироперевозки

Все перечисленные моменты сохраняют актуальность и в сфере перевозки пассажиров. Но здесь во главу угла ставятся безопасность и комфорт людей. На рынке пассажироперевозок преуспевают те компании, которые оказываются в состоянии обеспечить наивысший уровень обслуживания клиентов. Сегодня эта задача невыполнима без спутникового мониторинга транспортных средств. Да и буква закона требует наличия устройств для слежения ГЛОНАСС, GPS, чтобы получить лицензию для перевозок пассажиров.

Оптимизация автопарка пассажирского транспорта, в том числе такси, за счет внедрения систем спутникового контроля позволяет:

  • осуществлять контроль  движения транспорта в соответствии с расписанием;
  • следить за пассажиропотоком;
  • осуществлять контроль оплаты проезда;
  • обеспечивать безопасность перевозок;
  • следить за временем работы водителей;
  • мгновенно находить ближайшие автомобили, распределять заказы между водителями, обеспечивать моментальную связь с диспетчером (для служб такси);
  • сокращать расходы на топливо и ГСМ;
  • исключить несанкционированное (в личных целях) использование автотранспорта.
  • записывать и хранить полученные данные, чтобы на основе их анализа оптимизировать схему пассажирских перевозок (маршрут, расписание и т.п.).

ЖКХ-транспорт

Управление автопарком ЖКХ-транспорта с системами спутникового мониторинга помогает решать широкий спектр задач:

  • контролировать прохождение нужных участков, своевременность выполнения работ;
  • следить за расходом топлива (предотвращать хищение);
  • учитывать фактический пробег (во избежание «накручивания»);
  • отслеживать нарушения режима эксплуатации транспортных средств и механизмов.

Эти и другие возможности в сумме дают экономию топлива, снижение расходов на эксплуатацию, ремонт и обслуживание транспорта ЖКХ, повышение эффективности работы персонала.

Логистика и дистрибуция

А как же одна из основных отраслей экономики — торговля? Могут ли предприниматели, занимающиеся реализацией товаров через оптовую и розничную сеть, обойтись без услуг спутникового мониторинга? Теоретически да, но в условиях жесткой конкуренции таким компаниям на рынке не выжить. Поэтому все больше представителей крупного, среднего и малого бизнеса стремятся оптимизировать логистическую структуру предприятий путем внедрения технологий спутникового слежения за автотранспортом.

Главные задачи, решаемые системами спутникового контроля в сфере логистики и дистрибуции:

  • организация оперативной связи между торговыми и складскими комплексами;
  • обеспечение поставок в точном соответствии с графиком;
  • предотвращение различных недобросовестных действий персонала — таких, как использование служебного автотранспорта в личных целях;
  • предупреждение простоев автомобилей;
  • обеспечение безопасности транспорта и грузов;
  • контроль параметров перевозки товаров путем считывания показаний с различных датчиков.

Результат оптимизации автопарка — заметное сокращение расходов на перевозку грузов и обслуживание транспорта.

Установка системы мониторинга

Без систем спутникового мониторинга сегодня не обходится ни одна сфера деятельности, в той или иной мере связанная с транспортом. Мониторинг в режиме онлайн — эффективное средство оптимизации автопарка. С помощью контроля различных параметров работы транспорта можно добиться значительного снижения расходов на его эксплуатацию. Видеть буквально все, что происходит в автомобиле, позволяет установка различных типов датчиков. Главный из них — это датчик уровня топлива, монтируемый на бак. Он помогает контролировать расход и предотвращать несанкционированные сливы топлива — функция, необходимая в любой сфере применения транспорта. Данные с трекера и датчиков выводятся на компьютер диспетчера. Программное обеспечение устанавливается и настраивается специалистами компании, осуществляющей монтаж системы.

Согласно ФЗ № 395, аппаратурой спутникового слежения должны быть обеспечены грузовые машины, специализированная техника, транспорт, на котором осуществляются пассажирские перевозки (такси) и перевозка грузов. Также производители устанавливают систему во все новые легковые автомобили.

Все чаще на рынке можно встретить продукт российской компании «ГалилеоСкай» с доступными ценами и очень широким функционалом.

Устанавливать системы мониторинга могут лишь те организации, которые аккредитованы Министерством Транспорта РФ. При проведении работ в транспортное средство монтируются сам блок навигации и дополнительное оборудование.

Стоимость услуги

Цена навигационной спутниковой системы формируется с учетом поставленных задач,  дополнительных средств. Например, демо-доступ к пакету GPS-Стандарт составляет от 6 650 рублей. Первый переход внутри сервиса на другой пакет осуществляется бесплатно. Для оформления услуги на официальном сайте создают личный кабинет. Дополнительным плюсом является и то, что стоимость установки системы в ТС – не менее 6 000 рублей.

Мониторинг автотранспорта и прочего имеет много общего, независимо от вида системы. Отличия – функциональность, возможность применения дополнительных устройств, сопряжения между собой. Прежде чем выбрать ГЛОНАСС необходимо обратить внимание на поставленные задачи компании, компетентность сотрудников, финансовые и технические моменты, перспективы развития.

Транспортные компании, которые занимаются грузовыми и пассажирскими перевозками, часто задают вопрос о том, как оплачивается обслуживание ГЛОНАСС КОСГУ. Ответ довольно прост – необходимо изучить соответствующие нормативные документы.

Оцените статью
Блог о спутниковом слежении
Добавить комментарий

Adblock
detector