Навигационные спутниковые системы и мониторинг объектов

Навигационные спутниковые системы и мониторинг объектов Системы GPS слежения

Спутниковый мониторинг движущихся и статичных объектов направлен на оптимизацию расходов, повышение эффективности эксплуатации транспортных средств, обслуживающего персонала и так далее. С помощью систем слежения можно выяснить не только местонахождение ТС, но и ряд технических параметров.

Спутниковые навигационные системы

Комплексы сателлитного позиционирования предназначены для выяснения географических координат наземных, надводных, воздушных объектов. Подобные системы позволяют удаленно отслеживать параметры скорости, направление движения, длительность стоянки, точное время. Комплекс состоит из орбитального оборудования, наземных элементов приема и управления.

Спутниковые системы

GPS

Глобальный позиционирующий комплекс – спутниковая навигационная система, гарантирующая измерение дистанций, времени с определением местоположения по координационной карте мира WGS. За исключением полярных регионов и околоземного космического пространства, GPS отслеживает объекты в любой точке планеты, независимо от погодных условий.

НА ЗАМЕТКУ. Разработка спутниковых навигационных GPS-систем велась и внедрялась Минобороны США, с 2000-х годов стала доступна для применения в гражданских целях. Для сопряжения с комплексом потребуется трекер или телефон с подходящим приемником.

Базовый принцип действия оборудования – отслеживание координат при помощи вычисления временных отрезков приема синхронизированных импульсов от навигационных сателлитов на антенну пользовательского прибора. Трехмерные показатели формируются с учетом дистанции, которая равна произведению скорости света на разность приемных импульсов и момент синхронного отзеркаливания спутников.

Система спутниковой навигации GPS

ГЛОНАСС

Российский проект, обеспечивающий точное отслеживание объекта в окружающем пространстве с минимальным процентом погрешности. Для позиционирования применяется современное оборудование, сопрягаемое с орбитальными спутниками посредством наземных сегментов.

ГЛОНАСС

Аппаратура функционирует по следующему принципу:

  1. На объекте, который подлежит отслеживанию, монтируют приемно-передающий терминал.
  2. Устройство подает запрос на сателлиты. Чем больше на него ответит, тем точнее определится местоположение.
  3. Ответный импульс анализируется в программном отсеке терминала с учетом задержки разных спутников. В результате определяются координаты приемного устройства.

DORIS

Гражданская система из Франции ориентирована на точное (до 1 см) позиционирование с применением технологии эффекта Допплера. В конструкцию входят наземные передатчики и спутниковые приемники. После фиксации точных координат сателлита комплекс устанавливает местоположение и высоту объекта с радиомаяком на поверхности планеты. Изначальное предназначение DORIS – геодезия, картография, геофизика.

Оборудование состоит из:

  • основного и добавочного приемника с парой рабочих цепей;
  • кварцевого стабилизатор-генератора с изменяемой частотностью;
  • всенаправленной 2-диапазонной антенны;
  • контрольного блока с MWR.

Beidou

Китайская спутниковая навигация обладает самой большой космической группой сателлитов в истории ГНСС, сопряженных с современным приемным оборудованием. Beidou – прямой конкурент американского комплекса GPS. Количество обслуживаемых спутников превышает два десятка.

Самый современный запущен в 2010 г., некоторые сателлиты на орбите находятся свыше 20 лет. Глобальные навигационные спутниковые системы руководство КНР планирует использовать по типу проекта И. Маска.

Beidou

Galileo

Комплекс «Галилео» создан в Евросоюзе для обеспечения стран-участниц сообщества независимостью в плане координатного, временного, позиционного потока. Система работает в трех навигационных режимах (подробнее в таблице).

Навигационная система «Галилео»
Услуга Описание
Открытый сервис Сигналы доступны всем категориям потребителей без абонентской платы напрямую.
Коммерческое предложение Зашифрованный канал связи, дающий доступ к двум добавочным трекерам. Отличается увеличенной скоростью передачи сведений.
Услуга, регулируемая государственными органами Обеспечивает координатные и временные регламенты с использованием дальномерных кодов.

Спутниковый мониторинг

Мониторинг транспорта или других объектов при помощи орбитальных сателлитов – это эффективный, многофункциональный инструмент контроля эксплуатации коммерческих ТС. Без этого комплекса сложно определить реальный пробег авто, узнать нюансы его использования, фактический расход горючего.

НА ЗАМЕТКУ. Аналитиками установлено, что отсутствие мониторинга приносит убытки – до 10–20 тысяч на одну транспортную единицу в месяц. Если автопарк состоит из десятков машин, сумма становится астрономической. Кроме того, недобросовестные сотрудники могут обманывать работодателя.

Сферы применения

Системы постоянного спутникового мониторинга предназначены для:

  • отслеживания коммерческого транспорта онлайн;
  • координации работ аграрного транспорта и спецтехники;
  • формирования заданий рабочим бригадам, создания отчетности;
  • помощи в строительстве крупных объектов, геоинформационных исследованиях, картографии, землеустройстве;
  • спутникового мониторинга наводнений и пожаров, прочих аварийных ситуаций.

Цели и задачи

Цели транспортного мониторинга – определение текущих координат ТС, вычисление скорости и направления перемещения, уточнение времени прибытия. С помощью специального ПО можно записывать и передавать весь маршрут с учетом стоянок, отклонений, кратко фиксируя расход топлива, масла, температуру кузова, возможные проблемы.

Спутниковое слежение позволяет откорректировать соблюдение графиков общественного транспорта, оптимизировать схемы использования ТС. Кроме того, повышается безопасность водителей и пассажиров. При ДТП, пожаре или другой непредвиденной ситуации система посылает сигнал в контактный центр с анализом сложности аварии, необходимости вызова медиков, полиции, МЧС.

Принцип реализации

Спутниковый мониторинг реализуется при помощи использования нескольких систем контроля. Алгоритм действий:

  1. Прием информации со спутников (желательно не менее 4), определение координат объекта, скорости, направления в данный момент.
  2. Считывание сведений с добавочных датчиков, монтируемых на автомобиле.
  3. Обмен информацией с бортовым компьютером.
  4. Хранение в памяти устройства данных о пройденном маршруте.
  5. Переправление сведений на диспетчерский сервер типа Wialon, «Скаут».

Современные трекеры настроены на двухстороннюю взаимосвязь. Они не только передают координаты и прочую информацию, но и принимают команды для корректировки текущих действий.

GPS-трекер

Оборудование

В системе ГНСС используются наземное и космическое оборудование. В комплекс входят:

  • спутники, поддерживающие «ГЛОНАСС» и GPS (каждый из них имеет собственную орбиту);
  • один или несколько серверов для обработки данных;
  • компьютер либо мобильное устройство, на котором отображаются координаты судна или ТС, его основные параметры;
  • приемник с встроенными и внешними антеннами;
  • дополнительные датчики, отвечающие за конкретную операцию (расход топлива, нагрев двигателя, температуру в кузове, время стоянки и тому подобное).

Программное обеспечение

ПО – это основа корректной работы спутниковых систем навигации. От возможностей обеспечения зависит удобство использования комплекса и экономический эффект от его внедрения. Программы подразделяются на ресурсные (обработка данных) и клиентские (управление, создание отчетов) варианты.

ВАЖНО! В качестве сервера средней системы ГНСС может выступать персональный компьютер. Для обслуживания сотен и тысяч трекеров необходимо использовать разветвленную сеть с несколькими мощными ПК, способными выполнить все поставленные задачи.

Типы программного обеспечения:

  1. Приложения с возможностями отслеживания ТС, включая составление карт и баз данных. Подобные ПО формируются на одном ПК, не поддерживают сетевое подсоединение.
  2. Клиентские программы. Здесь большая часть обработки приходится на сервер, для операторов предусмотрено несколько специальных приложений.
  3. ПО с веб-интерфейсом. Основная площадка для анализа сведений – сервер. Управление, составление отчетности осуществляется через приложение. Работа возможна с любым браузером, установка ПО на компьютер не требуется.

Системы мониторинга

Мониторинговые комплексы условно можно разделить на несколько систем, отличающихся функционированием, рабочими схемами.

Базовый набор № 2 № 3 № 4
Терминалы транслируют информацию на основной сервер при помощи Всемирной Сети. Относится к простой, бюджетной версии мониторинга автомобиля Система актуальна при необходимости повышенной защиты информации. Все элементы контролируются через сотовую связь либо отдельно выведенный ресурс. Подходит для ТС, совершающих поездки в зонах без покрытия GSM. Данные транслируются через Интернет с последующей аккумуляцией в терминалах или смарт-гаджетах. При входе в точки Wi-Fi сведения передаются на сервер. Применяется при отсутствии любых сетей. Система накапливает информацию, отправляет ее на локальный ресурс, потом – на ПК или смартфон клиента.

Установка системы слежения

Согласно ФЗ № 395, аппаратурой спутникового слежения должны быть обеспечены грузовые машины, спецтехника, транспорт, на котором осуществляются пассажирские перевозки. Также производители устанавливают систему во все новые легковые автомобили.

Устанавливать системы мониторинга могут лишь те организации, которые аккредитованы Министерством Транспорта РФ. При проведении работ в транспортное средство монтируются сам блок навигации и дополнительное оборудование.

Стоимость услуги

Цена навигационной спутниковой системы формируется с учетом поставленных задач, обслуживаемых объектов, дополнительных средств. Например, демо-доступ к пакету GPS-Стандарт составит от 6 650 рублей. Первый переход внутри сервиса на другой пакет осуществляется бесплатно. Для оформления услуги на официальном сайте создают личный кабинет. Стоимость установки системы в ТС – не менее 6000 рублей.

Мониторинг автотранспорта и прочих объектов при помощи спутниковой навигации имеет много общего, независимо от вида комплекса. Отличия – функциональность, возможность применения дополнительных устройств, сопряжения между собой. При выборе ГНСС необходимо учитывать поставленные цели, компетентность сотрудников, финансовые и технические моменты, перспективы развития.

Оцените статью
Блог о спутниковом слежении
Добавить комментарий

Adblock
detector