В последнее время немало шоферов устанавливают в авто тревожную кнопку. И это хорошо, надеемся в ближайшем будущем никто не останется в стороне и оборудование будет установлено и подключено полностью на всех автомобилях РФ.Для ее полноценного функционирования нужна система «ЭРА-ГЛОНАСС». Стоит разобраться, что она собой представляет, по какому принципу и в каких режимах работает.
Система «ЭРА-ГЛОНАСС»
Единственной бесплатной системой экстренного вызова в мире считается «ЭРА-ГЛОНАСС». В эксплуатацию ее ввели в начале 2015 года и за пять лет установили практически на всех автомобилях в России. Правда, пока еще есть машины, где она отсутствует.
Для чего нужна
Аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях».
Система предназначена для:
- оперативного получения на основе использования сигналов ГЛОНАСС инф-ции о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в Российской Федерации, обработки ее путем дополнения ее размещенной в системе инф-цией о транспортном средстве, передачи обработанной инф-ции в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” или в случае отсутствия в субъекте Российской Федерации такой системы в государственный орган данного субъекта Российской Федерации, уполномоченный на организацию централизованной обработки вызовов экстренных оперативных служб, или организацию, осуществляющую централизованную обработку вызовов экстренных оперативных служб в данном субъекте Российской Федерации
- предоставления размещенной в системе и обработанной инф-ции о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах в РФ, о принятых мерах экстренного реагирования, об их своевременности и эффективности государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, юридическим лицам, физическим лицам;
- решения иных задач в области получения, обработки, хранения и передачи информации, не связанной с дорожно-транспортными и иными происшествиями на автомобильных дорогах в Российской Федерации, в том числе в коммерческих целях. (п. 3 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 235-ФЗ)
Есть зона действия базового функционала — это службы спасения, а имеются так же и дополнительные сервисы. Если у вас кончился бензин или вы пробили колесо, вы можете сделать вызов, и диспетчер перенаправит его сервис-провайдерам, оказывающим такие услуги.
Компоненты
Автомобильный модуль, предназначенный для установки в машине, представляет собой своеобразный телефон. Его дополняют датчиками и кнопкой экстренного вызова. Работа обеспечивается элементами, указанными в таблице.
Компонент конструкции | Особенности |
Сим-карта | Предназначена для звонков на номера спасения. Обслуживание производится бесплатно. |
Антенна | Предназначена для приема данных. Применяется усиленный вариант. Таким образом обеспечивается полноценное соединение даже в проблемных зонах. |
3G модем | Отправляет спасателям дополнительные данные. |
Динамик и микрофон | Обеспечивают связь с диспетчером. Правда, используются только в том случае, если пассажиры и водитель способны разговаривать после аварии. |
Навигация | Отслеживают авто. Подобные элементы используются в видеорегистраторах и навигаторах. |
Важно. «ЭРА-ГЛОНАСС» не нуждается в регулярном техобслуживании. Все используемые при изготовлении устройства детали могут работать бесперебойно длительное время.
Принцип
Работает «ЭРА-ГЛОНАСС» на автомобиле по особому. Случайно поданный вызов с легкостью отменяется. Если шофер вследствие аварии не может дотянуться до кнопки, сигнал все равно будет передан диспетчеру.
Суть работы «ЭРА-ГЛОНАСС» следующая:
- Запуск системы производится при сильном сотрясении машины или при нажатии на тревожную кнопку.
- Путем использования ГЛОНАСС и GPS, произойдет определение координат автомобиля.
- Сигнал о происшествии с данными о местонахождении машины передаются диспетчеру.
- Диспетчер делает попытки связи с водителем транспортного средства. Он звонит на встроенный в автомобиль модуль.
- Производится самостоятельное принятие вызова.
- Если водитель подтверждает факт ДТП или не может ответить на звонок, данные отправляют спасателям.
После получения данных на место происшествия отправляется помощь пострадавшим. По установленному регламенту, спасательные службы должны прибыть максимум через 20 минут.
Передаваемая информация
Отправляются данные о местонахождении авто. Также определяется следующее:
- время происшествия;
- степень тяжести последствий;
- количество пассажиров в автомобиле, которые были пристегнуты ремнем;
- VIN-номер автомобиля.
Важно. По инструкции, шофер при возникновении ДТП может не дожидаться срабатывания. Допускается самостоятельное соединение с оператором.
Автомобили логистических компаний оборудованы данной системой, для возможности слежения за шофорем, автомобилем, грузом. Автовладелец в любой момент может узнать где находятся его транспортные средства, скорость движения, контроля топлива, длительность стоянки или ремонта. Так же это обеспечение безопасности жизни и для самого шофера. И владелец груза сможет спокойно его отправить.
Расположение в авто
Независимо от того, на каком автомобиле устанавливается прибор, будь то «Тойота Камри», «Шкода Октавия», отечественная «Газель» или «Лада», в салоне выбираются определенные места. Аналогичные требования касаются машин марок «Киа», «Хендай» и «Мерседес». При этом совершенно неважно, легковой транспорт или грузовой, новое авто или транспортное средство с большим пробегом.
Установка оборудования производится таким образом, чтобы свести к минимуму повреждения системы и деформацию. При этом шофер должен с легкостью дотягиваться до нее. Чаще всего выбирается место с правой и с левой стороны от рулевой колонки, а также в области зеркала заднего вида. Чтобы избежать ложных вызовов, она должна быть скрытой. Используется с этой целью откидная панель.
Режимы «ЭРА-ГЛОНАСС»
Пользоваться «ЭРА-ГЛОНАСС» в автомобиле можно в двух режимах: ручном и автоматическом. Стоит рассмотреть каждый вариант более подробно.
Автоматический
При серьезном ДТП срабатывает автоматически. Вследствие столкновения системой создается ВИН-код, в который включены все важные данные. Через мобильный интернет доступная в момент происшествия сети информация направляется диспетчеру. Даже если соединение не стабильное, передача сообщения происходит максимально быстро. Если же подключение к интернету невозможно, все отправляется обычным смс.
Ручной
Пользоваться системой в ручном режиме не менее просто. Шофер в нужный момент самостоятельно нажимает на кнопку. Таким образом производится запуск функции оповещения. Человек может по громкой связи связаться с диспетчером, вызвать спасателей и рассказать о случившемся.
Работа контакт-центра
Использование системы оказывается максимально эффективным благодаря работе операторов контакт-центра. Связь с ними обеспечивается бесплатно. Главное, чтобы в районе ДТП было покрытие сетей сотовой связи.
После того, как данные о бедствии получили, оператор предпринимает нужные действия. Прежде всего он убеждается, что звонок не был ложным. После этого все отправляется службам спасения, например, пожарным, медикам, спасателям или сотрудникам ГИБДД.
Тестирование системы
Нередко пользователи говорят, что «ЭРА-ГЛОНАСС» не работает, снимают видео на эту тему. На самом деле, проверить, действует ли она, поможет несложное тестирование. Проводится оно, когда машина не менее одной минуты не двигается. При этом нужно выполнить следующие действия:
- Дважды нажать ON CALL, затем – однократно SOS и трижды ON CALL, удерживая ее.
- Когда прозвучит звуковой сигнал, сказать любую фразу. Ее сразу же произнесет система.
- После двух звонков произнести фразу во второй раз.
- Когда звук прозвучит трижды, нужно подтвердить, что фраза была услышана. С этой целью нажимается ON CALL. Если же качество воспроизведения было плохим или ничего вовсе не удалось услышать, нажать на СОС.
- Если тест окажется пройден успешно, все будет возвращено в изначальное состояние. Белый свет мигать не станет. На неисправность системы указывает красный цвет.
Результаты тестирования передаются оператору .
Критериями срабатывания системы в авторежиме являются нагрузки, возникающие при условиях, в соответствии с 94 и 95 правилами автомобильной безопасности ООН, а также – с 1 января 2017 года – и при опрокидывании транспортного средства. С технической точки зрения нет ограничения по реализации. Но в подавляющем большинстве случаев автопроизводители, устанавливая устройство вызова экстренных оперативных служб в качестве штатного оборудования и подключая его к другим бортовым системам автомобиля, используют в качестве триггера срабатывания блок управления подушками безопасности, и это совершенно правильно и логично. Когда с блока идет сигнал на подрыв пиропатрона, одновременно совершается и экстренный вызов.
Испытывается система в ходе такого же краш-теста, каким проверяют и автомобили по правилам 94 и 95: разгон, удар, сработали подушки – и одновременно должна установиться дуплексная, то есть двусторонняя, связь с оператором фильтрующего контакт-центра. Одновременно при установлении связи отправляется небольшой, всего 140 байт, информационные пакет о координатах и времени ДТП, VIN-номере транспортного средства, количестве пристегнутых пассажиров и типе топлива, что важно с точки зрения оценки вероятности возникновения пожара. Оператор на своем автоматизированном рабочем месте видит координаты места ДТП, информацию о ТС.
Основным документом, определяющим работу системы, является порядком «Регламент по безопасности колесных транспортных средств». Он принят всеми странами Таможенного Союза, но для России с ее территориями сотовая связь не может являться основной. Однако страны Таможенного союза принципиально отказались от использования спутниковых каналов связи в качестве основных, и спутниковый модем остался только в качестве опционного устройства. Тем не менее, технология отработана, у терминала есть порт для подключения модема, стоимость которого не превышает 6 000 рублей. Именно высокая стоимость делает невозможным использование двухсторонней связи, но, согласитесь, 5-6 тысяч рублей — не слишком высокая цена за безопасность, если вам много приходится ездить по местам, удаленным от цивилизации и покрытия сотовыми сетями.АО “ГЛОНАСС” – это компания, занимающаяся регистрацией и обслуживанием “абонентов” системы.
Перспективы «ЭРА-ГЛОНАСС»
В «ЭРА-ГЛОНАСС» возможности постоянно расширяются. Вскоре при ее использовании водители смогут оформлять европротоколы, позволяющие компенсировать ущерб на сумму до четырехсот тысяч рублей. Система предоставляет страховым компаниям по обязательному страхованию данные, не поддающиеся коррекции. Их, так же как и видео с камер видеонаблюдения, помогут исключить мошеннические схемы.
Возможности системы не ограничиваются помощью в случае аварии. ГЛОНАСС пригодится для вызова эвакуатора и в других целях. Если же ее использовать в комплексе с другими устройствами, удастся защитить автомобиль от угона. Владельцу всегда будут известны точные координаты авто.