Комплектация навигационного оборудования ГЛОНАСС

Комплектация навигационного оборудования ГЛОНАСС Системы GPS слежения

Под спутниковой навигацией обычно понимают известную систему GPS. Однако, существует аналогичная ей глобальная группировка.

Что такое ГЛОНАСС

Это сокращение, означающее «ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система». Установка представляет собой группировку космических аппаратов, изначально разработанную для использования в военной отрасли. Можно сказать, что ГЛОНАСС – это отечественный аналог системы GPS, пока что не такой развитый, но имеющий свои преимущества.

Принцип действия системы

В ее состав, помимо спутников, входят еще два элемента:

  • наземные станции;
  • приемники сигнала.
Система ЭРА ГЛОНАСС

Спутники перманентно держат связь друг с другом и наземными станциями, фиксируя свое местонахождение и время. Устройство также отправляет на Землю сигналы, содержащие время их отправки и информацию о местоположении приборов.

Приемник ГЛОНАСС, находящийся на Земле, получает сигналы с ближайших к нему спутников, рассчитывает дистанцию от него до устройств, тем самым определяя свое положение по долготе, широте и высоте над уровнем моря.

Важно учитывать, что для получения точных данных приемник должен получать сигналы как минимум с четырех спутников из-за того, что только пересечение четырех сфер даст точку нахождения приемника.

ГЛОНАСС, устанавливаемая на автотранспорте, имеет приставку «ЭРА» к названию, что означает «Экстренное Реагирование на Аварию». Ключевое назначение установки в оперативном вызове экстренных служб на место ДТП.

Необходимый комплект ЭРА-ГЛОНАСС состоит из следующих элементов:

  • терминал с микрофоном и динамиком;
  • тревожная кнопка;
  • СИМ-карта.
ЭРА-ГЛОНАСС

Дополнительно могут быть установлены датчики удара и переворота, замков ремней безопасности. Процесс работы системы:

  1. Срабатывание побудительной системы. Это может быть как сигнал с автоматических датчиков удара, так и нажатие кнопки водителем. Как следствие, устройство отправляет сигнал с СИМ-карты в колл-центр.
  2. Проверка поступившего вызова. Иногда может произойти случайное срабатывание датчика или нажатие кнопки. Чтобы не передавать ложный сигнал экстренным службам, работник колл-центра связывается с водителем в голосовом режиме, то есть через терминал.
  3. Вызов помощи. Если автолюбитель не ответил на вызов или подтвердил аварию, то работник передает данные с монитора компьютера в экстренные службы. Терминал снабжается резервным аккумулятором, благодаря чему остается активным несколько часов после обесточивания основного питания.

Где применяется

Выделяют две сферы применения системы:

  1. Военная. ГЛОНАСС используется для управления самолетами-беспилотниками, запуска ракет, военных учений.
  2. Гражданская. Установка применяется, прежде всего, для определения местоположения приемника в пространстве. Также систему устанавливают в автотранспорт для контроля передвижения и оперативного сообщения о ДТП.
Устройство ЭРА-ГЛОНАСС

Назначение

Установка предназначена для:

  • определения местоположения приемников;
  • наведения оружия;
  • управления беспилотниками;
  • вызова экстренных служб в случае ДТП;
  • поиска угнанного автомобиля;
  • мониторинга вырубки лесов и лова рыбы в водоемах;
  • контроля показателей служебного транспорта.

Оборудование ГЛОНАСС

Стандартный комплект ГЛОНАСС состоит из трех элементов:

  • спутники;
  • наземные станции;
  • приемник.

Таким образом, для использования группировки достаточно приобрести любое устройство со встроенным модулем ГЛОНАСС. Это может быть трекер, браслет или телефон. Тем не менее для установки системы на транспорт необходим более сложный набор техники.

Что входит в комплектацию

Набор ГЛОНАСС оборудование для мониторинга транспорта включает в себя следующие элементы:

  • видеорегистратор;
  • навигатор;
  • маяк;
  • выносная антенна;
  • терминал связи ГЛОНАСС;
  • топливный датчик;
  • тревожная кнопка;
  • считыватели удара;
  • детекторы замков ремней безопасности.

Стоимость комплекта из терминала с кнопкой, трекера и датчиков удара составит порядка 3 000–5 000 рублей. Цена полной системы контроля транспорта с топливными датчиками и системой идентификации водителей может доходить до 20 000 рублей.

Виды навигаторов

Автомобильные устройства для навигации делятся на два типа:

  1. Переносные. Оснащены автономной батареей и креплением. Навигатор можно унести из машины, предотвращая его кражу. Устройство оснащено аккумулятором, но зарядить его можно от прикуривателя.
  2. Инсталлируемые. Монтируются в посадочное гнездо машины. Такие приборы занимают много места и подключаются к бортовой сети автомобиля. Из-за размеров список транспортных средств, в которых применяются инсталлируемые навигаторы, ограничен.

Также приборы классифицируют по виду операционной системы:

  1. Windows mobile. Отличается высокой производительностью приложений. Многие карты созданы именно для этой ОС. Единственный недостаток системы в том, что она «тяжелая». На бюджетных устройствах Windows может тормозить.
  2. Android. Самая простая и распространенная ОС. Большая часть устройств использует именно ее.
  3. Symbian. Разработка концерна Nokia. Применялась в первых моделях навигаторов с картами. Современные системы более совершенны, поэтому Symbian используется редко.

Самые распространенные сервисы навигации для мобильных устройств – Google Maps и Яндекс.Карты. Пользователь может проложить маршрут как на сайте, так и в программе.

Для подключения к серверу нужен доступ в интернет. Поэтому были созданы приложения с оффлайн-картами. Программа скачивается заранее на мобильное устройство вместе со всеми картами. Определение местонахождения прибора происходит без подключения к интернету. Несколько примеров приложений:

  • Семь дорог;
  • Sygic;
  • MapFactor;
  • Waze;
  • Яндекс.Навигатор.
«Яндекс. Навигатор»

Единственный минус таких программ – они занимают много памяти в устройстве. Также записанные карты требуют частого обновления.

Законодательные требования к установке

Использование ГЛОНАСС регламентировано следующими документами:

  • ФЗ от 28 декабря 2013 года № 395;
  • ФЗ от 13 июля 2015 года № 235.

Основным считается ФЗ №395, заслуживший альтернативное название «закон об установке ГЛОНАСС в автобусах». Согласно законопроекту, нужно оборудовать данной системой все транспортные средства категорий «M» и «N», выпущенные в обращение на территории России. «M» соответствует всему четырехколесному пассажирскому транспорту, а «N» – всем средствам для перевозки грузов.

Правило касается только тех ТС, что были выпущены после принятия закона. Те транспортные средства, что были введены в эксплуатацию до 28 декабря 2013 года, оснащаются системой по инициативе владельцев.

Встраивать ли систему в личный транспорт – каждый водитель решает сам. Подержанные автомобили не оснащаются ей в обязательном порядке, а в новых машинах за установку тревожной кнопки несет ответственность производитель.

Тем не менее отсутствие ЭРА-ГЛОНАСС на пассажирском или грузовом транспорте – грубое нарушение закона. В случае отсутствия системы штраф выплачивают все субъекты правоотношений:

  • водитель – 2 500 рублей;
  • должностное лицо – 5 000 рублей;
  • юридическое лицо (владелец автопарка) – до 50 000 рублей.

GPS и ГЛОНАСС – принципиальные отличия

Системы во многом схожи. Тем не менее различий в работе установок больше, чем кажется на первый взгляд.

ГЛОНАСС GPS
Высота размещения космических устройств – 19 100 км Устройства находятся немного выше, в 22 000 км от поверхности Земли
Использует 24 спутника, расположенных в трех плоскостях Включает в себя 32 аппарата, размещенных в четырех плоскостях
Использует кодировку FDMA Работает на CDMA-сигналах
Погрешность навигации – до 6 метров Максимальное отклонение – 4 метра
Спутники находятся под углом в 64,8º по отношению к поверхности Земли Положение аппаратов синхронизировано с вращениями планеты
Покрывает 2/3 площади Земли Действует во всем мире

С одной стороны, GPS обладает более обширным покрытием и меньшей погрешностью. Лучше всего система работает в странах-членах НАТО. С другой стороны, ГЛОНАСС из-за наклона своих спутников гораздо лучше функционирует в высоких широтах. Также у отечественной системы есть альтернативное применение – оперативное реагирование на ДТП.

Орбиты спутников GPS и GLONASS

Наиболее выгодно совмещение двух установок в одном устройстве. Тем не менее если приходится выбирать между двумя системами, то существуют следующие определяющие факторы:

  1. Стабильность сигнала мобильной связи, интернета. Чем качественнее связь, тем лучше будет работать система. Лучше всего установка будет функционировать рядом с вышками 4G интернета.
  2. Место пребывания. GPS лучше работает в центральных широтах, тогда как ГЛОНАСС – в высоких.

На заметку. Двойной приемник ГЛОНАСС GPS работает лучше, чем прибор, поддерживающий только одну группировку. Таким образом, устройство автоматически выдает данные той установки, сигналы которой более доступны в районе использования.

Можно ли обмануть ГЛОНАСС

Как правило, водители транспортных предприятий пытаются обойти систему для:

  • слива топлива;
  • свободного передвижения.

Инструкция по выводу приборов из строя:

  1. Использование магнитов. Особенно хорошо этот способ работает на топливных датчиках. Детекторы отправляют неверную информацию об уровне горючего.
  2. Поломка оборудования. Наиболее частый метод – прокалывание провода внутри антенны иглой.
  3. Демонтаж бензобака. Выглядит это следующим образом: в баке просверливается небольшое отверстие с заглушкой, к нему подводится сторонняя емкость. Во время движения авто топливо стекает в емкость, а датчик считает это нормальным расходом бензина при движении.
  4. Применение специальных «глушилок» сигнала. Такой прибор подсоединяется к прикуривателю. При покупке гаджета лучше почитать отзывы обладателей – на маркетплейсах часто продают подделки.

Внимание! Обнаружение всех этих ухищрений руководством или техниками чревато применением мер административной ответственности к водителю, вплоть до увольнения.

Выводы

Навигационное оборудование ГЛОНАСС служит не только для ориентации в пространстве, но и для спасения жизней на дорогах. Пока что вопрос, комплектовать ли свой личный автомобиль системой, остается на совести водителей. Однако оснащение модулем общественного и грузового транспорта уже прописано законом.

Оцените статью
Блог о спутниковом слежении
Добавить комментарий

Adblock
detector