Обзор системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС»

Обзор системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» Системы GPS слежения

С помощью «ЭРА-ГЛОНАСС», отправляющего местоположение автомобиля, попавшего в ДТП, спасательные службы могут быстро оказать помощь потерпевшим. С января 2018 года действие закона вступило в силу, терминалы этой системы должны быть установлены на всех автомобилях в России.

Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»

Государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» придумана российскими инженерами. Нужна для того, чтобы МЧС первыми получали данные  оповещения о дорожных происшествиях, знали, какие службы отправлять на место инцидента.

«ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование на катастрофу». Приставка «ГЛОНАСС» указывает на то, с какими спутниками она работает. Внедрение АО в РФ помогло уменьшить смертность во время происшествий и повысило безопасность пассажирских перевозок, поэтому руководство страны не собирается отменять ее обязательную установку.

Большая часть устройства, устанавливаемого на автомобили, выполняет только минимальный набор функций — сообщение о происшествии и вызов. Однако есть разработки, которые значительно расширяют возможности системы. Одна из самых актуальных функций (особенно для регионов Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

ЭРА-ГЛОНАСС

История создания и распространения

Решение о создании проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» было принято в 2009 году, техническое проектирование началось в 2011 г. В опытную эксплуатацию ее ввели через три года. Тогда же вступил в силу ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

К настоящему моменту проведено около 30 успешных тестов полнокомплектных автомобилей. Сертификаты получили нескольких моделей. Список: «АвтоВАЗа», Mitsubishi, Jaguar, Land Rover, Bentley, коммерческие модели Mercedes-Benz Sprinter, Ford и Iveco, китайские модели (Changan, DongFeng, Haima, BAIC), автобусы ПАЗ и MAN. ЛИАЗ оборудован расширенными возможностями по маршрутизации и учету пассажиров. Однако и и у этих компаний ЭРА-ГЛОНАСС установлена не на всем модельном ряду, а пока только на самых массовых или новых автомобилях. Дело в том, что получение сертификата на систему обходится автопроизводителям в очень значительную сумму — от 100 до 200 тысяч евро за модель.

Кем бы ни было выпущено устройство, оно должно иметь соответствующий сертификат от испытательной лаборатории «ЭРА», которая в свою очередь получила аккредитацию сертификационного центра «Связь-сертификат».

Россия первой внедрила бесплатную автоматизированную систему оперативной  экстренной помощи на дороге. До того как появился «ЭРА-ГЛОНАСС» подобные службы существовали в Америке и Европе, но они были платными для водителей и устанавливались только на дорогих марках автомобилей. В России ее развитием сейчас занимается государственная компания «Роскосмос».

В Евросоюзе разрабатывается аналог российской экстренной помощи. Он называется eCall и будет работать благодаря спутниковой системе Galileo. Служба «ЭРА-ГЛОНАСС» для быстрого реагирования совместима с европейской.

К сведению. Российские устройства смогут переключаться на спутники Galileo без любой дополнительной регистрации.

Предназначение

Система предназначена для  экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» является оказание быстрой помощи людям, получившим травмы, чтобы сократилось количество смертей на дорогах. Система автоматически включается, когда автомобиль получает удар.

Данные  отправляются диспетчеру службы, который видит местонахождение автомобиля. Он сразу же перезванивает водителю, а затем высылает скорую или пожарных на место. Водитель может сам осуществить вызов диспетчера, такая услуга возможна нажав кнопку «SOS» во время происшествия, увеличив свои шансы на выживание.

ЭРА ГЛОНАСС

Законодательные нормы

Установка «ЭРА» регулируется нормативно-правовым актом «О безопасности колесных транспортных средств», принятым странами Таможенного союза. Согласно ему, все авто, которые ввозятся после 2017 года или производятся на его территории, должны оснащаться прибором для экстренного вызова.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС»

Технические требования к «ЭРА» регулируются российским ГОСТ Р 54620–2011. В нем указано, что оно должна различать такие повреждения автомобиля: удары ссади, спереди, сбоку, а также опрокидывание.

«ЭРА-ГЛОНАСС» на легковых автомобилях категории М1, перевозящих до 9 пассажиров, которые впервые проходят процедуру одобрения типа транспортного средства (ОТТС) на соответствие требованиям технического регламента (абсолютно новые модели или автомобили, в шасси которых были внесены изменения), должны оснащаться системой ЭРА-ГЛОНАСС. В других авто достаточно, чтобы была кнопка для связи с сотрудником экстренной помощи.

На автобусах и грузовых машинах с массой больше 3,5 т с сентября 2019 года обязательна установка тахографов, осуществляющих контроль скорости автомобиля и мониторинг режимов работы и отдыха автомобилиста. Отсутствие такого прибора на тягачах грозит работодателю наказанием в виде штрафа.

Автомобили категории М2, M3 и N, перевозящий опасные грузы, через ГАИС «ЭРА-Глонасс» должен сообщать данные о передвижении в «Ространснадзор». Сведения о маршруте каждого автомобиля с опасным грузом можно увидеть в личном кабинете автомобиля на сайте Центра мониторинга службы по надзору в сфере перевозок. Если такая машина отклонится от курса, то система сразу просигнализирует об этом.

Система ЭРА ГЛОНАСС

Комплектация

Устройство, устанавливаемое на автомобили, работает на базе российской системы ГЛОНАСС, использующей сигналы со спутников. Для точного определения геолокации машины и связи с автомобилистом приборы «ЭРА» снабжены функциями, как у современных мобильных телефонов.

Данные передаются не только по собственному каналу связи, но и со всеми доступными операторами контакт-сервиса, например, «МТС» или «Мегафона». Познакомиться с основными характеристиками «ЭРА» можно в таблице.

Прибор Примечания
Модуль навигации ГЛОНАСС Аналог GPS
Модем GSM 900/1800 (2G) и UMTS 900/2000 (3G)
Внутренняя антенна ГЛОНАСС/GPS За границей может переключаться на другие спутниковые системы
Антенна Встроенная или внешняя, 900 и 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000
Микрофон Должна сохраняться разборчивость

речи и отсутствовать эхо

при разговоре

Динамик Должен четко отправлять речь оператора
Управляющий контроллер Аналог SIM-карты
Резервный аккумулятор Нужен в случае обесточивания бортовой сети автомобиля
Кнопка управления с надписью SOS Устанавливается в салоне возле зеркала заднего вида (как видно на фото).

Функции  «ЭРА» могут расширяться. Уже есть с видеорегистраторами. Их стоимость выше, но они имеют ряд преимуществ. К примеру, видеорегистратор Mercedes-benz снабжен кнопкой «СОС», может снимать видео. Запись начинается автоматически после включения зажигания, а на мониторе отражается информация о скорости авто и его геокоординаты.

Устройство с тремя индикаторами с лампочками разных цветов. При включении видеорегистратора загорается зеленый диод. Когда горит желтый цвет, это свидетельствует о поломке резервной батареи, а красный информирует о неисправности всего модуля.

К сведению. Требования к техническим характеристикам для «ЭРА-ГЛОНАСС» указаны в ГОСТ Р 54620-2011, 54619-2011, 54618-2011, 55530-2013, 55532-2013, 55533-2013, 55534-2013 и ГОСТ 33470-2015.

Принцип работы

Система рассчитана на три режима работы:

  1. Ручной режим. Он используется, если человек способен сам связаться с оператором. В этом случае потерпевший может нажать кнопку  и сказать, то ему необходимо.
  2. Автоматический. При сильном ударе срабатывают датчики системы, и она отправляет сообщение о происшествии диспетчеру сама. Получив сведения и геолокацию, оператор попытается оперативно перезвонить автомобилисту, чтобы оценить тяжесть его состояния. Независимо от того, получит он ответ или нет, ситуации присваивается код «1» (высокая вероятность причинения ущерба жизни и здоровью людей) и  на место аварии оперативно будут оправлены медики и пожарные.
  3. Помочь другому. Став свидетелем катастрофы на дороге, каждый может сообщить о происшествии в служб, нажав «СОС» и поговорив с оператором.

Передаваемые сведения

Все вызовы поступают в абонентский центр «ЭРА-ГЛОНАСС». Связь с ним бесплатна на всей территории РФ, где есть покрытие различных мобильных сетей. Полученные данные оперативно отправляются в спасательные службы. В зависимости от обстоятельств, к месту могут выехать:

  • врачи;
  • спасатели;
  • пожарные;
  • инспекторы ГИБДД.

Вместе с сигналом о катастрофе операторы получают такую информацию:

  • геолокацию местоположения автомобиля;
  • время;
  • VIN данного автомобиля;
  • направление движения автомобиля в момент ДТП;
  • цвет автомобиля;
  • на каком топливе работает автомобиль;
  • место повреждения корпуса.

На мониторе все сведения выглядят как информационная карта транспортного средства, в которую занесены данные о нем.

ЭРА-ГЛОНАСС

Ложные вызовы

Срабатывание ЭРА-ГЛОНАСС  должно происходить при большинстве аварий, но не во всех ДТП нужна срочная помощь. Нажать кнопку SOS также можно случайно или преднамеренно, но не с целью вызова спасателей. Именно подобные случаи должны отсекать специализированные фильтрующие контакт-центры. Проверка вызова занимает не так много времени, но эта процедура позволяет снять нагрузку на  единую систему 112 и экстренные службы, и реагировать именно в тех ситуациях, когда это действительно необходимо. Для этого нужна слаженная качественная работа всех компонентов системы: от спутников и наземной навигационно-информационной инфраструктуры до установленного в автомобиле оборудования. Оно определено в пунктах 16 и 17 приложения № 3 к Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и ГОСТ Р 54620-2011.

Использование системы

Система уже доказала свою пользу, продемонстрировав оперативную работу. В среднем на обработку заявки уходит не больше 20 секунд.

Только за год число обращений  составило 1,65 млн. Из них 19 тысяч звонков были с просьбами об экстренной помощи. Зафиксировано 12 тысяч случаев автоматического включения системы при серьезных повреждениях машин. Около 5 % вызовов сделали люди, ставшие свидетелями аварий. С 2015 года новой системой «ЭРА-ГЛОНАСС» воспользовались 2,2 млн. людей.

Плюсы и минусы

В применении системы вызова экстренных служб много преимуществ. Недостатки «ЭРА-ГЛОНАСС» связаны со спецификой работы спутниковой связи.

Достоинства:

  1. Можно получить помощь, если некому позвонить в службу спасения. Например, если человек находится без сознания, и нет свидетелей ДТП, которые могли бы вызвать скорую.
  2. Пользоваться кнопкой  можно, если на месте, где произошла авария, нет мобильной связи.
  3. Такой автомобиль легче отследить, если кто-то попытается его угнать.
  4. За пользование не взымается абонентская плата, в отличие от иностранных аналогов.

Недостатки:

Один. Спасательные службы получают координаты автомобиля с небольшой погрешностью. Обычно она составляет около 30 м. Это связано с рельефом местности, в которой находится транспорт. Поэтому при звонке оператора нужно уточнять, где стоит авто. На открытой местности передаваемые устройством данные более точные.

Два. Сигнал может прерываться на пару секунд.

Отзывы

Многие уже испытали эффективность работы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и оставили оценки. С благодарностью о ней на форумах отзываются люди, которые, попав в ДТП и находясь в шоковом состоянии, не могли сами вызвать скорую. Система прислала им пожарных и врачей в нужный момент. Негативно отзываются пользователи о том, что нужно уточнять место аварии, так как система не всегда может точно определять такую информацию.

Следит ли «ЭРА-ГЛОНАСС» за водителем

Многие водители опасаются, что система может вести слежку за их маршрутами благодаря спутниковой связи и совершать прослушку разговоров. Это предположение опровергает Роман Рулев, директор департамента абонентской службы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Он утверждает, что устройство, отправляющее сигнал об аварии и координаты авто, включается только в момент нажатия кнопки или при ударе автомобиля, который активирует специальные датчики. В остальное время данные о координатах машины никуда не отправляются и постоянно за вами никто не следит, учитывая количество реальных пользователей – это последнее чем стоит заниматься единственной подобной в России системе,поэтому отключать устройство не нужно.

Установка на авто с пробегом

За установку на подержанном автотранспорте, ввезенном в страну, отвечают сами автовладельцы. Они могут сами приобрести сертифицированную аппаратуру и выполнить ее монтаж на СТО, имеющих соответствующие разрешения.

Обычно в таких сервисах большая очередь, поэтому заключать договор на проведение работы лучше заранее. После установки владелец может рассчитывать на получение сертификата и гарантийную техподдержку.

Владельцу придется оплатить:

  • покупку (22–23 тыс. руб.) – цена зависит от производителя;
  • монтажные работы, проверку (2800–3500 руб.);
  • официальную регистрацию в системе «ЭРА» и программирование блока (1900–5000 руб.).

Ввоз и эксплуатация машин без «ЭРА-ГЛОНАСС»

По закону, если автомобиль ввозимый из-за границы, без системы «ЭРА», то без ее установки нельзя будет оформить ПТС. А это значит, что запрещается эксплуатация машины.

Исключение сделано для жителей Дальнего Востока. Каждый из них до декабря 2020 года мог ввезти в страну один автомобиль без «ЭРА» для личного пользования. На тот момент была возможность поставить машину на учет, потому что в ДВО действовал временный мораторий на оснащение оборудованием экстренного реагирования праворульных авто.

К слову, системой ГЛОНАСС с 1 июля 2019 года в обязательном порядке оснащен пассажирский автотранспорт.

Как приобрести систему

Самостоятельно покупать систему «ЭРА» нужно, если автомобиль ввозится владельцем из-за границы. Власти до конца года продлили разрешение на пересечение таможни такими автомобилями на Дальнем Востоке.

Купить оборудование для подключения к абонентской системе экстренного реагирования можно только на сайтах авторизованных компаний. Перед приобретением аппаратуры нужно проверить документы: лицензию фирмы и право на продажу комплексов «ЭРА-ГЛОНАСС».

Специалисты подсчитали, что «ЭРА-ГЛОНАСС» помогла снизить количество жертв ДТП на 14 %. Около 700 человек остались живы только благодаря кнопке «SOS».

Оцените статью
Блог о спутниковом слежении
Добавить комментарий

Adblock
detector