Обзор системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС»

Обзор системы экстренного реагирования «ЭРА-ГЛОНАСС» Системы GPS слежения

С помощью «ЭРА-ГЛОНАСС», передающей координаты местоположения автомобиля, попавшего в ДТП, спасательные службы могут быстро оказать помощь потерпевшим. С 2018 года терминалы этой системы должны быть установлены на всех ТС в России.

Что такое «ЭРА-ГЛОНАСС»

Государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» придумана российскими инженерами. Нужна для того, чтобы спасатели первыми получали оповещения о дорожных происшествиях, знали, какие службы отправлять на место инцидента.

«ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование на аварии». Приставка «ГЛОНАСС» указывает на то, с помощью каких спутников она работает. Внедрение этой системы в РФ помогло уменьшить смертность во время ДТП и повысило безопасность пассажирских перевозок, поэтому руководство страны не собирается отменять ее обязательную установку.

ЭРА-ГЛОНАСС

История создания и распространения

Решение о создании «ЭРА-ГЛОНАСС» было принято в 2009 году, техническое проектирование началось в 2011 г. В опытную эксплуатацию ее ввели через три года. Тогда же вступил в силу ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС».

Россия первой внедрила бесплатную автоматизированную систему экстренной помощи на дороге. До появления «ЭРА-ГЛОНАСС» подобные службы существовали в Америке и Европе, но они были платными для водителей и устанавливались только на дорогих марках авто. В России ее развитием сейчас занимается государственная компания «Роскосмос».

В Евросоюзе разрабатывается аналог российской экстренной помощи. Он называется eCall и будет работать благодаря спутниковой системе Galileo. Служба «ЭРА-ГЛОНАСС» для быстрого реагирования на ДТП совместима с европейской.

К сведению. Российские устройства смогут переключаться на спутники Galileo без дополнительной регистрации.

Предназначение

Главной задачей системы экстренного оповещения «ЭРА-ГЛОНАСС» является оказание быстрой помощи людям, получившим травмы, чтобы сократилось количество смертей на дорогах. Система автоматически включается, когда автомобиль получает удар.

Сигнал передается диспетчеру службы, который видит координаты машины. Он сразу же перезванивает водителю, а затем высылает спасателей, скорую или пожарных на место ДТП. Водитель может самостоятельно вызвать диспетчера, нажав кнопку «SOS» во время происшествия, увеличив свои шансы на выживание.

ЭРА ГЛОНАСС

Законодательные нормы

Установка оборудования «ЭРА» регулируется нормативно-правовым актом «О безопасности колесных транспортных средств», принятым странами Таможенного союза. Согласно ему, все авто, которые ввозятся после 2017 года или изготавливаются на его территории, должны оснащаться оборудованием для экстренного вызова помощи.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС»

Технические требования к оборудованию «ЭРА» регулируются российским ГОСТ Р 54620–2011. В нем указано, что оно должна различать такие повреждения машины: удары ссади, спереди, сбоку, а также опрокидывание.

«ЭРА-ГЛОНАСС» на легковом автомобиле категории М1, перевозящем до 9 пассажиров, должна самостоятельно идентифицировать аварию и передавать данные о ней диспетчеру. В других авто достаточно, чтобы была кнопка для связи с сотрудником экстренной помощи.

На автобусах и грузовых машинах с массой больше 3,5 т с осени 2019 года обязательна установка тахографов, осуществляющих контроль скорости автомобиля и мониторинг режимов работы и отдыха водителя. Отсутствие такого оборудования на тягачах грозит работодателю наказанием в виде штрафа.

Транспорт категории М2, M3 и N, перевозящий опасные грузы, через ГАИС «ЭРА-Глонасс» должен передавать данные о передвижении в «Ространснадзор». Сведения о маршруте каждого автомобиля с опасным грузом можно увидеть в личном кабинете ТС на сайте Центра мониторинга службы по надзору в сфере перевозок. Если такая машина отклонится от курса, то система сразу просигнализирует об этом.

Система ЭРА ГЛОНАСС

Комплектация терминала

Оборудование, устанавливаемое на автомобили, работает на базе российской системы ГЛОНАСС, использующей сигналы со спутников. Для точного определения координат машины и связи с водителем приборы «ЭРА» имеют функции, как у современных мобильных телефонов.

Сигналы передаются не только по собственному каналу связи, но и с помощью всех доступных операторов телеком-сервиса, например, «МТС» или «Мегафона». Познакомиться с основными характеристиками терминалов «ЭРА» можно в таблице.

Оборудование Примечания
Навигационный модуль ГЛОНАСС Аналог GPS
Модем GSM 900/1800 (2G) и UMTS 900/2000 (3G)
Внутренняя антенна ГЛОНАСС/GPS За границей может переключаться на другие спутниковые системы
Антенна GSM Встроенная или внешняя, GSM 900 и GSM 1800, а также UMTS 900 и UMTS 2000
Микрофон Должна сохраняться разборчивость

речи и отсутствовать эхо

при разговоре

Динамик Должен четко передавать речь оператора
Управляющий контроллер Аналог SIM-карты
Резервный аккумулятор Нужен в случае обесточивания бортовой сети автомобиля
Кнопка управления с надписью SOS Устанавливается в салоне возле зеркала заднего вида (как видно на фото).

Функции приборов «ЭРА» могут расширяться. Уже есть терминалы с видеорегистраторами. Их стоимость выше, но они имеют ряд преимуществ. Например, видеорегистратор Mercedes-benz снабжен кнопкой «SOS», может снимать видео. Запись начинается автоматически после включения зажигания, а на мониторе отражается информация о скорости авто и его геокоординаты.

Устройство имеет три индикатора с лампочками разных цветов. При включении видеорегистратора загорается зеленый диод. Когда горит желтый цвет, это свидетельствует о поломке резервной батареи, а красный информирует о неисправности всего модуля.

К сведению. Требования к техническим характеристикам оборудования для «ЭРА-ГЛОНАСС» указаны в ГОСТ Р 54620-2011, 54619-2011, 54618-2011, 55530-2013, 55532-2013, 55533-2013, 55534-2013 и ГОСТ 33470-2015.

Принцип работы

Система рассчитана на три режима работы:

  1. Ручной режим. Он используется, если водитель способен самостоятельно связаться с оператором. В этом случае потерпевший может нажать кнопку «SOS» и сказать, какая помощь ему нужна.
  2. Автоматический. При сильном ударе срабатывают датчики системы, и она передает сообщение о происшествии диспетчеру самостоятельно. Получив сигнал и координаты, оператор попытается перезвонить водителю, чтобы оценить тяжесть его состояния. Независимо от того, получит он ответ или нет, на место аварии будут оправлены медики и спасатели.
  3. Помощь другому. Став свидетелем аварии на дороге, каждый водитель может сообщить о происшествии в службу помощи, нажав «SOS» и поговорив с оператором.

Передаваемые сведения

Все вызовы поступают в абонентский центр «ЭРА-ГЛОНАСС». Связь с ним бесплатна на всей территории РФ, где есть покрытие различных мобильных сетей. Полученный сигнал передается в спасательные службы. В зависимости от обстоятельств ДТП, к месту аварии могут выехать:

  • врачи;
  • спасатели;
  • пожарные;
  • инспекторы ГИБДД.

Вместе с сигналом о ДТП операторы получают такую информацию:

  • координаты местоположения автомобиля;
  • время аварии;
  • VIN данного транспортного средства;
  • направление движения автомобиля в момент ДТП;
  • цвет автомобиля;
  • на каком топливе работает авто;
  • место повреждения корпуса.

На мониторе все сведения выглядят как информационная карта транспортного средства, в которую занесены данные о нем.

ЭРА-ГЛОНАСС

Эффективность системы

Система уже доказала свою пользу, продемонстрировав оперативную работу. В среднем на обработку заявки уходит не больше 20 секунд.

Только за год число обращений за помощью составило 1,65 млн. Из них 19 тысяч звонков были с просьбами об экстренной помощи. Зафиксировано 12 тысяч случаев автоматического включения системы при серьезных повреждениях машин. Около 5 % вызовов сделали люди, ставшие свидетелями аварий. С 2015 года новой системой «ЭРА-ГЛОНАСС» воспользовались 2,2 млн. людей.

Плюсы и минусы

В применении системы вызова экстренной помощи много преимуществ. Недостатки «ЭРА-ГЛОНАСС» связаны со спецификой работы спутниковой связи.

Достоинства:

  1. Можно получить помощь, если некому позвонить в службу спасения. Например, если водитель находится без сознания, и нет свидетелей ДТП, которые могли бы вызвать скорую.
  2. Пользоваться кнопкой «SOS» можно, если на месте, где произошла авария, нет мобильной связи.
  3. Такой автомобиль легче отследить, если кто-то попытается его угнать.
  4. За пользование не взымается абонентская плата, в отличие от иностранных аналогов.

Недостатки:

  1. Спасательные службы получают координаты автомобиля с небольшой погрешностью. Обычно она составляет около 30 м. Это связано с рельефом местности, в которой находится транспорт. Поэтому при звонке оператора нужно уточнять, где стоит авто. На открытой местности передаваемые устройством данные более точные.
  2. Сигнал может прерываться на пару секунд.

Отзывы автовладельцев

Многие автовладельцы уже испытали эффективность работы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и оставили отзывы. С благодарностью о ней на форумах отзываются люди, которые, попав в ДТП и находясь в шоковом состоянии, не могли самостоятельно вызвать скорую помощь. Система прислала им спасателей и врачей в нужный момент. Негативно отзываются пользователи о том, что нужно уточнять место аварии, так как система не всегда может точно определять такую информацию.

Следит ли «ЭРА-ГЛОНАСС» за водителем

Многие водители опасаются, что система может вести слежку за их маршрутами благодаря спутниковой связи и совершать прослушку разговоров. Это предположение опровергает Роман Рулев, директор департамента абонентской службы ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Он утверждает, что устройство, передающее сигнал об аварии и координаты авто, включается только в момент нажатия кнопки «SOS» или при ударе автомобиля, который активирует специальные датчики. В остальное время данные о координатах машины никуда не передаются, поэтому отключать устройство не нужно.

Установка терминала на авто с пробегом

За установку оборудования на подержанном автотранспорте, ввезенном в страну, отвечают сами автовладельцы. Они могут самостоятельно приобрести сертифицированную аппаратуру и выполнить ее монтаж на СТО, имеющих соответствующие разрешения.

Обычно в таких сервисах большая очередь, поэтому заключать договор на проведение работы лучше заранее. После установки необходимого оборудования владелец может рассчитывать на получение сертификата и гарантийную техподдержку.

Владельцу придется оплатить:

  • покупку терминала (22–23 тыс. руб.) – цена оборудования зависит от производителя;
  • монтажные работы, проверку (2800–3500 руб.);
  • официальную регистрацию в системе «ЭРА» и программирование блока (1900–5000 руб.).

Ввоз и эксплуатация машин без «ЭРА-ГЛОНАСС»

По закону, если автомобиль, который ввозится из-за границы, не имеет системы «ЭРА», то без ее установки нельзя будет оформить ПТС. А это значит, что запрещается эксплуатация машины.

Исключение сделано для жителей Дальнего Востока. Каждый из них до декабря 2020 года может ввести в страну один автомобиль без «ЭРА» для личного пользования. Они смогут поставить машину на учет, потому что в ДВО введен временный мораторий на оснащение оборудованием экстренного реагирования праворульных авто.

Как приобрести систему

Самостоятельно покупать систему «ЭРА» нужно, если автомобиль ввозится владельцем из-за границы. Власти до конца года продлили разрешение на пересечение таможни такими автомобилями на Дальнем Востоке.

Купить оборудование для подключения к абонентской системе экстренного реагирования можно только на сайтах авторизованных компаний. Перед приобретением аппаратуры нужно проверить лицензию фирмы и право на продажу комплексов «ЭРА-ГЛОНАСС».

Специалисты подсчитали, что «ЭРА-ГЛОНАСС» помогла снизить количество жертв ДТП на 14 %. Около 700 человек остались живы только благодаря кнопке «SOS».

Оцените статью
Блог о спутниковом слежении
Добавить комментарий

Adblock
detector