Какие законы и постановления регулируют работу ГЛОНАСС

Какие законы и постановления регулируют работу ГЛОНАСС Системы GPS слежения

Законы относительно российской системы навигации издаются Правительством РФ, Минтрансом и Таможенным союзом. Во многие нормативные акты периодически вносят поправки и изменения, связанные с затруднениями технического развития установки.

ГЛОНАСС

ГЛОНАСС – это аббревиатура, означающая «ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система». Установка является аналогом GPS в России. Несмотря на относительно малое покрытие – всего 66 % территории планеты – группировка работает с учетом потребностей жителей РФ. Например, из-за наклона спутников ГЛОНАСС лучше функционирует в высоких широтах, то есть в северных районах планеты.

На заметку. В настоящее время на орбите находятся 24 основных космических аппарата системы, 18 из них охватывают территорию России.

Что представляет собой система

Установка включает в себя элементы:

  • спутники;
  • наземные станции;
  • приемники.

Работа всей системы выглядит следующим образом:

  1. Спутник отправляет сигналы на наземные станции. Антенны недвижимы в пространстве, поэтому аппарат может рассчитать свои координаты относительно них.
  2. Устройство отправляет сигналы на Землю с указанием собственных координат.
  3. Приемники получают сообщение, определяя свое местонахождение относительно спутника. Для точной навигации нужны сигналы не менее чем с четырех аппаратов.

Группировку также используют для спасения пострадавших в ДТП. Установка называется ЭРА, что означает «Экстренное Реагирование на Аварию». В состав системы входит еще одна важная составляющая – колл-центр.

Оборудование ЭРА в машине состоит из следующих элементов:

  • терминал с микрофоном и динамиком;
  • тревожная кнопка;
  • трекер;
  • датчики удара;
  • сим-карта.
ЭРА-ГЛОНАСС

Работа системы разделена на этапы:

  1. Срабатывание пусковой установки. Это могут быть как автоматические датчики удара, так и тревожная кнопка. В любом случае трекер отправляет сигнал об аварии в колл-центр. Терминал использует мобильную связь и сам определяет сеть с лучшими параметрами. ЭРА ставит свой запрос в приоритет, поэтому остальные звонки внутри сети могут прерваться, пропуская сигнал.
  2. Проверка информации. Чтобы отсеять ложные вызовы, оператор колл-центра связывается с автомобилем в голосовом режиме.
  3. Передача сведений в службы экстренного реагирования. Если ответа на звонок не последовало или водитель подтвердил ДТП, то оператор направляет информацию в службы спасения. Помимо сведений о местонахождении авто, в сообщении указывается марка и цвет машины, вид топлива, возможное количество пассажиров.

История развития

Разработка установки началась еще во времена СССР. Изначально планировалось создание системы мониторинга и навигации исключительно для целей военной отрасли. В 1982 г. начались летные испытания. Уже через 10 лет, в 1992 г., установку ввели в эксплуатацию. На тот момент группировка включала в себя 12 спутников.

К середине 90-х годов система пришла в негодность. Причин этому было несколько: аппараты, находившиеся на орбите, ломались, финансирование было строго ограничено, новые спутники не запускали, а беспорядок, возникший из-за развала СССР, только способствовал запустению. В итоге к началу нового века вся сеть состояла из шести аппаратов.

В 2001 году стартовала государственная программа «Глобальная навигационная система». В рамках проекта предполагалось полное восстановление и использование сети в России в 2007 году. С некоторым опозданием, в 2011 году, ученым удалось вывести на орбиту 24 рабочих спутника и несколько резервных устройств.

В 2015 году было объявлено о полном восстановлении работоспособности установки.

Сфера применения

Область использования ГЛОНАСС подразделяется на две подгруппы:

  1. Гражданское применение. Модуль установки монтируют внутрь мобильных гаджетов и автомобильных навигаторов для прокладки маршрутов. Трекеры входят в состав противоугонных систем. ЭРА устанавливается в легковые и грузовые автомобили для оперативного вызова помощи в случае ДТП, а также для контроля передвижения транспорта.
  2. Военное использование: для наведения ракет, слежки и управления беспилотниками.

ФЗ №395 об обязательной установке ГЛОНАСС

По запросу «395 ФЗ ГЛОНАСС» поисковые системы, как правило, выдают ссылку на ФЗ «О государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС». Законопроект был принят Госдумой 25 декабря 2013 года. ГЛОНАСС на автобусы и грузовые машины обязательно устанавливается с момента принятия закона.

Текст нормативного акта доступен по ссылке.

Документ выступает в тесном взаимодействии с техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. В частности, применяемые в ФЗ категории ТС взяты из регламента:

  • L – мототранспортные средства;
  • M – средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров;
  • N – транспорт для перевозки грузов;
  • O – прицепы и полуприцепы.

Краткое содержание и основные требования

Закон разделен на несколько статей:

  1. Предмет регулирования. Все отношения, связанные с работой ЭРА-ГЛОНАСС.
  2. Основные понятия. В статье расшифровывается терминология документа.
  3. Принципы создания и работы системы. В качестве основных целей установки определены полнота и своевременность передачи информации, доступность использования системы, бесперебойность работы группировки, соблюдение права на неприкосновенность в процессе эксплуатации.
  4. Правовое регулирование вопросов, связанных с ГЛОНАСС, осуществляется на основании Конституции РФ.
  5. Назначение и структура установки. Основными функциями системы считаются: оперативное получение информации о ДТП, предоставление статистических данных органам местного правительства, решение иных задач на коммерческой основе. В статье также описывается структура установки.
  6. Использование системы в составе иных информационных ресурсов. Проводится в соответствии с законодательством РФ. Допускается использование составных элементов ГЛОНАСС в других информационных установках.
  7. Полномочия Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти в отношении системы. Первый из органов определяет порядок создания и использования системы, обеспечения доступа к данным внутри нее; второй из них устанавливает технические требования составляющих элементов, форматы предоставления информации.
  8. Оператор системы. Данное право закреплено за АО «ГЛОНАСС». В статье подробно расписаны полномочия и направления деятельности предприятия.
  9. Участники отношений. В данную группу входят оператор, обладатели информации и пользователи информации.
  10. Оснащение транспортных средств системой. Согласно статье, нужно оборудовать установкой все ТС категорий «M» и «N», выпущенные в обращение на территории России. «M» соответствует всему четырехколесному пассажирскому транспорту, а «N» – всем средствам для перевозки грузов. Именно поэтому ФЗ 395 часто называют «Постановление об оборудовании автобусов ГЛОНАСС». Изменения касаются только тех ТС, что были выпущены после принятия закона. Те средства, что были введены в эксплуатацию до 28 декабря 2013 года, оснащаются системой по инициативе владельцев.
  11. Права и обязанности участников отношений. Обладатели информации имеют право на бесплатную передачу, получение и отслеживание пересылки сведений. Обеспечивают эти права пользователи информации.
  12. Информационный ресурс системы. Включает в себя карты, сведения о зарегистрированных в системе ТС, временные параметры и статистику.
  13. Размещение информации в системе. Осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
  14. Финансирование ГЛОНАСС. Происходит из средств федерального бюджета.
  15. Правовой режим технологической инфраструктуры системы. Все результаты интеллектуальной деятельности и имущество, приобретенные или созданные на основании федерального бюджета, являются федеральной собственностью.
  16. Ответственность за нарушение законодательства РФ в отношении ГЛОНАСС: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
  17. Вступление закона в силу – 1 января 2014 года.

Этапы реализации

ЭРА впервые запустили в 2013 году в качестве эксперимента. В первую очередь устройствами оснащался общественный транспорт – маршрутные такси и автобусы. В начале опыта ЭРА была введена в 15 регионах России, однако, на основании положительных отзывов через 4 месяца установку уже использовали 63 субъекта РФ.

Система ЭРА ГЛОНАСС

Продолжением эксперимента было введение ФЗ №395 для массовой установки системы на пассажирские и грузовые ТС. Так, в отношении применения ГЛОНАСС для автобусов закон определил четкие рамки с 1 января 2014 года.

Штраф за отсутствие ГЛОНАСС

Для личного легкового транспорта не предусмотрено никаких санкций за отсутствие ЭРА. Подержанные автомобили не оснащаются системой в обязательном порядке, а в новых машинах за установку тревожной кнопки несет ответственность производитель.

Тем не менее отсутствие ЭРА-ГЛОНАСС на пассажирском или грузовом транспорте – грубое нарушение закона, влекущее штраф, который выплачивают все субъекты правоотношений:

  • водитель – 2 500 рублей;
  • должностное лицо – 5 000 рублей;
  • юридическое лицо (владелец автопарка) – до 50 000 рублей.

Порядок установки системы

Систему можно установить в автомобиль на добровольной основе. Это производится в специальных компаниях, имеющих лицензию на монтаж. Стоимость процедуры – около 40 000 рублей, складывается она из нескольких составляющих:

  • внесение ТС в реестр ЭРА-ГЛОНАСС;
  • комплект оборудования;
  • услуги монтажа.

Документы для регистрации

Для регистрации в реестре ГЛОНАСС нужны следующие документы:

  • паспорт владельца;
  • акт о технической безопасности ТС, заверяется испытательным центром;
  • ксерокопия договора о покупке комплекта ЭРА.

Процедура установки тревожной кнопки

Процесс включает этапы:

  1. Приобретение комплекта системы. Рекомендуется покупка у официального производителя – АО «ГЛОНАСС». Сторонние системы могут отказаться регистрировать и устанавливать. Как правило, у техников в специализированном центре есть контакты магазинов, где можно приобрести комплект.
  2. Проверка ТС на техническую безопасность. Проводится аккредитованным испытательным центром. Многие компании работают по предварительному запросу.
  3. Предоставление документов в техцентр для занесения в реестр ЭРА.
  4. Установка комплекта и регистрация автомобиля.
  5. Выдача ПТС. Проводится в таможенном отделе.
  6. Регистрация ТС в Госавтоинспекции.

Другие законы, постановления и приказы по ГЛОНАСС

ФЗ №395 – не единственный закон о ГЛОНАСС. Существует еще несколько документов:

  • Приказ Минтранса 285 – определяет требования к средствам навигации ГЛОНАСС;
  • ГОСТ Р 54623-2011 – прописывает технические требования к устройствам вызова экстренных служб;
  • Постановление Правительства РФ №877 от 10.07.2019 – утверждает правила оснащения системой ГЛОНАСС ТС, используемых для перевозки опасных грузов. Также постановление про ГЛОНАСС вводит обязательное оборудование установкой ввозимых в РФ машин.

Выводы

Основным законом относительно ЭРА-ГЛОНАСС остается ФЗ №395. Согласно документу, установка системы обязательна для грузовых и пассажирских транспортных средств, выпущенных в обращение после принятия нормативного акта. При ее отсутствии в автомобиле предусмотрены штрафные санкции. Тем не менее на легковые машины они не распространяются.

Оцените статью
Блог о спутниковом слежении
Добавить комментарий

Adblock
detector