Какие законы и постановления регулируют работу ГЛОНАСС

Какие законы и постановления регулируют работу ГЛОНАСС Системы GPS слежения

Законы относительно российской системы навигации издаются Правительством РФ, Минтрансом и Таможенным союзом. Во многие нормативные акты периодически вносят поправки и изменения, связанные с затруднениями технического развития.

ГЛОНАСС

ГЛОНАСС – это аббревиатура, означающая «Глобальная Навигационная Спутниковая Система». Является аналогом GPS в России. Несмотря на относительно малое покрытие – всего 66 % территории планеты – группировка работает с учетом потребностей жителей нашей страны. Например, из-за наклона спутников ГЛОНАСС лучше функционирует в высоких широтах, то есть в северных районах планеты.

На заметку. В настоящее время на орбите находятся 24 основных космических аппарата, 18 из них охватывают территорию России.

Что представляет собой

Включает в себя элементы:

  • спутники;
  • наземные станции;
  • приемники.

Работа выглядит следующим образом:

  1. Спутник отправляет сигналы на наземные станции. Антенны недвижимы в пространстве, поэтому аппаратура может рассчитать свои координаты относительно них.
  2. Устройство отправляет сигналы на Землю с указанием собственных координат.
  3. Приемники получают сообщение, определяя свое местонахождение относительно спутника. Для точной навигации нужны сигналы не менее чем с четырех аппаратов.

Группировку также используют для спасения пострадавших в ДТП. Прибор называется ЭРА, что означает «Экстренное Реагирование на Аварию». В состав входит еще одна важная составляющая – колл-центр.

Оборудование ЭРА в машине состоит из следующих элементов:

  • терминал с микрофоном и динамиком;
  • тревожная кнопка;
  • трекер;
  • датчики удара;
  • сим-карта.
ЭРА-ГЛОНАСС

Работа разделена на этапы:

  1. Срабатывание пусковой установки. Это могут быть как автоматические датчики удара, так и тревожная кнопка. В любом случае трекер отправляет сигнал об аварии в колл-центр. Терминал использует мобильную связь и сам определяет сеть с лучшими параметрами. ЭРА ставит свой запрос в приоритет, поэтому остальные звонки внутри сети могут прерваться, пропуская сигнал.
  2. Проверка информации. Чтобы отсеять ложные вызовы, оператор колл-центра связывается с автомобилем в голосовом режиме.
  3. Передача сведений в службы экстренного реагирования. Если ответа на звонок не последовало или водитель подтвердил ДТП, то оператор направляет информацию в службы спасения. Помимо сведений о местонахождении авто, в сообщении указывают марка, номер и цвет машины, вид топлива, возможное количество пассажиров.

История развития

Разработка началась еще во времена СССР. Изначально планировалось создание системы мониторинга и навигации исключительно для целей военной отрасли. В 1982 году начались летные испытания. Уже через 10 лет, в 1992 году, ее ввели в эксплуатацию. На тот момент группировка включала в себя 12 спутников.

К середине 90-х годов она пришла в негодность. Причин этому было несколько: аппараты, находившиеся на орбите, ломались, финансирование было строго ограничено, новые спутники не запускали, а беспорядок, возникший из-за развала СССР, только способствовал запустению. В итоге к началу нового века вся сеть состояла из шести аппаратов.

В 2001 году стартовала государственная программа «Глобальная навигационная система». В рамках проекта предполагалось полное восстановление и использование сети в России в 2007 году. С некоторым опозданием, в 2011 году, ученым удалось вывести на орбиту 24 рабочих спутника и несколько резервных устройств.

В 2015 году было объявлено о полном восстановлении работоспособности.

Сфера применения

Область использования ГЛОНАСС подразделяется на две подгруппы:

  1. Гражданское применение. Модуль монтируют внутрь мобильных гаджетов и автомобильных навигаторов для прокладки маршрутов. Трекеры входят в состав противоугонных систем. ЭРА устанавливается в легковые и грузовые транспортные средства для оперативного вызова помощи в случае ДТП, а также для контроля передвижения транспорта.
  2. Военное использование: для наведения ракет, слежки и управления беспилотниками.

ФЗ №395 об обязательной установке ГЛОНАСС

По запросу «395 ФЗ ГЛОНАСС» поисковые системы, как правило, выдают ссылку на ФЗ «О государственной автоматизированной информационной системе ЭРА-ГЛОНАСС». Законопроект был принят Госдумой 25 декабря 2013 года. ГЛОНАСС на автобусы и грузовые машины обязательно необходимо устанавливать с момента принятия закона.

Текст нормативного акта доступен по ссылке.

13. Выпускаемые в обращение транспортные средства категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, а также специально предназначенные для перевозки детей, и категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), специальных, опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также транспортные средства оперативных служб подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации. Конструкция указанных транспортных средств должна обеспечивать возможность оснащения их указанной аппаратурой.

Транспортные средства оперативных служб и транспортные средства категории N, используемые для перевозки твердых бытовых отходов и мусора (мусоровозы), оснащаются аппаратурой спутниковой навигации в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

Оснащение указанной аппаратурой транспортных средств, находящихся в эксплуатации, осуществляется в порядке, установленном законодательством государств – членов Таможенного союза.

Постановление Правительства №641 от 25 августа 2008 года

Следующий нормативные документ – это Постановление Правительства Российской Федерации “Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS”:

1. Оснащению аппаратурой спутниковой навигации  подлежат следующие транспортные, технические средства и системы:

г) автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов;

2. Виды транспортных, технических средств и систем, указанных в подпунктах “г” – “е” пункта 1 настоящего Постановления и подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, определяются федеральными органами исполнительной власти в установленной сфере деятельности.

Приказ Минтранса №413 от 07.10.2020 года

Данный документ содержит перечень видов автомобильных транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и опасных грузов, подлежащих оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS:

I. Автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров
1. Транспортные средства категории M2
2. Транспортные средства категории M3

II. Автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки опасных грузов
1. Транспортные средства категории EX/II или EX/III
2. Транспортные средства категории FL
3. Транспортные средства категории AT
4. Транспортные средства категории MEMU

III. Автомобильные транспортные средства, используемые для транспортирования твердых коммунальных отходов
1. Транспортные средства категории N1
2. Транспортные средства категории N2
3. Транспортные средства категории N3

Данный документ уточняет перечень транспортных средств, на которые должна устанавливаться аппаратура спутниковой навигации:

  • Автобусы категорий М2 и М3, транспорт для перевозки пассажиров, имеющий более 8 пассажирских мест и массой свыше 5 тонн.
  • Грузовики, используемые для перевозок опасных грузов.
  • Грузовики, используемые для перевозки твердых коммунальных отходов (мусоровзы).

Таким образом, из списка исключены легковые автомобили (категория М1), а также все грузовики, кроме перевозящих опасные грузы или твердые коммунальные отходы.

Что касается правил оснащения навигационными системами, то они рассмотрены в другом документе.

Постановление правительства №2216 от 22.12.2020 года

Примечание. Данный документ начал действовать с 1 сентября 2021 года (предполагалось с мая 2020 года).

Правила оснащения транспортных средств категории M2, M3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS:

1. Настоящие Правила устанавливают порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) (далее – технический регламент) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов (далее – транспортные средства), аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов.

Требования, предусмотренные настоящими Правилами, не применяются в отношении транспортных средств, используемых для обеспечения органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба, органов внутренних дел, транспортных средств, используемых физическими лицами для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также транспортных средств, зарегистрированных на подведомственные Управлению делами Президента Российской Федерации организации и используемых для обеспечения визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, транспортных средств, используемых для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и палатами Федерального Собрания Российской Федерации.

Во втором абзаце пункта 1 речь идет о том, что аппаратура спутниковой  навигации ГЛОНАСС не устанавливается на:

  • личные автомобили и автобусы;
  • транспортные средства органов, в которых предусмотрена военная или приравненная к ней служба;
  • ТС органов внутренних дел;
  • ТС Управления делами Президента;
  • ТС государственной охраны.

Обратимся к следующему нормативному документу.

Постановление Правительства №1177 от 17.12.2013 года

Внимание! С 1 января 2021 года постановление правительства №1177 утратило силу, поэтому начиная с этой даты на автобусы для организованных перевозок детей распространяются те же самые правила, что и на автобусы для перевозки любых пассажиров.

Рассмотрим пункт 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами:

3. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

В данном документе говорится о том, что аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС является обязательной при организованной перевозке детей.

Нужен ли ГЛОНАСС при получении лицензии на автобус?

В Положении о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами есть следующий пункт:

7. Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами с скзи) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

То есть, аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС должна быть установлена не на всех лицензируемых автобусах, а только на тех, которые перечислены в других нормативных документах (они рассмотрены выше в данной статье).

Документ выступает в тесном взаимодействии с техническим регламентом Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств. В частности, применяемые в ФЗ категории транспортных средств взяты из регламента:

  • L – мототранспортные средства;
  • M – транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров;
  • N – транспорт для перевозки грузов;
  • O – прицепы и полуприцепы.

Краткое содержание и основные требования

Закон разделен на несколько статей:

  1. Предмет регулирования. Все отношения, связанные с работой ЭРА-ГЛОНАСС.
  2. Основные понятия. В статье расшифровывается терминология документа.
  3. Принципы создания и работы. В качестве основных целей определены полнота и своевременность передачи информации, доступность использования, бесперебойность работы группировки, соблюдение права на неприкосновенность в процессе эксплуатации.
  4. Правовое регулирование вопросов, связанных с ГЛОНАСС, осуществляется на основании Конституции Российской Федерации.
  5. Назначение и структура. Основными функциями считаются: оперативное получение информации о ДТП, предоставление статистических данных органам местного правительства, решение иных задач на коммерческой основе. В статье также описывается структура.
  6. Использование в составе иных информационных ресурсов. Проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Допускается использование составных элементов ГЛОНАСС в других информационных установках.
  7. Полномочия Правительства России и федерального органа исполнительной власти в отношении системы. Первый из органов определяет порядок создания и использования, обеспечения доступа к данным внутри нее; второй из них устанавливает технические требования составляющих элементов, форматы предоставления информации.
  8. Оператор. Данное право закреплено за АО «ГЛОНАСС». В статье подробно расписаны полномочия и направления деятельности предприятия.
  9. Участники отношений. В данную группу входят оператор, обладатели информации и пользователи информации.
  10. Оснащение транспортных средств. Согласно статье, нужно оборудовать установкой все транспортные средства категорий «M» и «N», выпущенные в обращение на территории России. «M» соответствует всему четырехколесному пассажирскому транспорту, а «N» – всем транспортным средствам для перевозки грузов. Именно поэтому ФЗ 395 часто называют «Постановление об оборудовании автобусов ГЛОНАСС». Изменения касаются только тех транспортных средств, что были выпущены после принятия закона. Те транспортные средства, что были введены в эксплуатацию до 28 декабря 2013 года, оснащаются по инициативе владельцев.
  11. Права и обязанности участников отношений. Обладатели информации имеют право  бесплатно передавать, получить и отслеживать пересылки сведений. Обеспечивают эти права пользователи информации.
  12. Информационный ресурс. Включает в себя карты, сведения о зарегистрированных в системе ТС, временные параметры и статистику.
  13. Размещение информации в системе. Осуществляется в порядке, установленном Правительством Российском Федерации.
  14. Финансирование ГЛОНАСС. Происходит из средств федерального бюджета.
  15. Правовой режим технологической инфраструктуры. Все результаты интеллектуальной деятельности и имущество, приобретенные или созданные на основании федерального бюджета, являются федеральной собственностью.
  16. Ответственность за нарушение законодательства  в отношении ГЛОНАСС: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.
  17. Вступление закона в силу – 1 января 2014 года.

Этапы реализации

ЭРА впервые запустили в 2013 году в качестве эксперимента. В первую очередь устройствами оснащался общественный транспорт – маршрутные такси и автобусы. В начале опыта ЭРА была введена в 15 регионах России, однако, на основании положительных отзывов через 4 месяца установку уже использовали 63 субъекта страны.

Продолжением эксперимента было введение ФЗ №395 для массовой установки на пассажирские и грузовые транспортные средства. Так, в отношении применения ГЛОНАСС для автобусов закон определил четкие рамки с 1 января 2014 года.

Штраф за отсутствие ГЛОНАСС

Для личного легкового транспорта не предусмотрено никаких санкций за отсутствие ЭРА. Подержанные автомобили не оснащаются в обязательном порядке, а в новых машинах  несет ответственность производитель.

Тем не менее отсутствие ЭРА-ГЛОНАСС на пассажирском или грузовом транспорте – грубое нарушение закона, влекущее штраф, который выплачивают все субъекты правоотношений:

  • водитель – 2 500 рублей;
  • должностное лицо – 5 000 рублей;
  • юридическое лицо (собственник автопарка) – до 50 000 рублей.

Порядок

Систему можно установить в автомобиль на добровольной основе. Это производится в специальных компаниях, занимающихся этим и имеющих лицензию на монтаж. Стоимость процедуры – около 40 000 рублей, складывается она из нескольких составляющих:

  • внесение ТС в реестр ЭРА-ГЛОНАСС;
  • комплект оборудования;
  • услуги монтажа.

Документы для регистрации

Для регистрации в реестре ГЛОНАСС нужны следующие документы:

  • паспорт владельца;
  • акт о технической безопасности ТС, заверяется испытательным центром;
  • ксерокопия договора о покупке комплекта ЭРА.

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОЙ АППАРАТУРОЙ СПУТНИКОВОЙ НАВИГАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ.

Согласно новому постановлению аппаратура спутниковой навигации должна отвечать следующим требованиям: обеспечивать определение по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 3 секунд через Государственную автоматизированную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”.

Вся информация передается в обязательном порядке в Федеральную службу по надзору за транспортом, а также, по решению собственника транспортного средства и при наличии технической возможности такой передачи, в региональные, муниципальные и другие информационные системы.

В перечень сведений о владельце транспортного средства, размещаемых в системе «ЭРА-ГЛОНАСС», включен ИНН. По итогам идентификации аппаратуры спутниковой навигации в системе предусмотрено оформление свидетельства в электронном виде, которое направляется на адрес электронной почты владельца транспортного средства в течение 24 часов после идентификации.

Процедура

Процесс включает этапы:

  1. Приобретение комплекта системы. Рекомендуется покупка у официального производителя – АО «ГЛОНАСС». Сторонние системы могут отказаться регистрировать и устанавливать. Как правило, у техников в специализированном центре есть контакты магазинов, где можно приобрести комплект.
  2. Проверка ТС на техническую безопасность. Проводится аккредитованным испытательным центром. Многие компании работают по предварительному запросу.
  3. Предоставление документов в техцентр для занесения в реестр ЭРА.
  4. Монтаж комплекта и регистрация автомобиля.
  5. Выдача ПТС. Проводится в таможенном отделе.
  6. Регистрация ТС в Госавтоинспекции.

Другие законы, постановления и приказы по ГЛОНАСС

ФЗ №395 – не единственный закон о ГЛОНАСС. Существует еще несколько документов:

  • Приказ Минтранса 285 – определяет требования к средствам навигации ГЛОНАСС;
  • ГОСТ Р 54623-2011 – прописывает технические требования к устройствам вызова экстренных служб;
  • Постановление Правительства РФ №877 от 10.07.2019 года – утверждает правила оснащения системой ГЛОНАСС транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов. Также постановление про ГЛОНАСС вводит обязательное оборудование ввозимых в страну машин.

Выводы

Подведем итоги данной статьи и представим список транспортных средств, на которых обязательно должна быть установлена навигация ГЛОНАСС:

Категория Установка навигации
Автобусы М2, М3 для перевозки пассажиров
(в том числе для организованной перевозки детей)
требуется
с 01.09.2021
Грузовики для перевозки опасных грузов требуется
с 01.09.2021
Грузовики для перевозки твердых коммунальных отходов требуется
c 01.01.2021

Основным законом относительно ЭРА-ГЛОНАСС остается ФЗ №395. Согласно документу, монтаж системы обязателен для грузовых и пассажирских транспортных средств, выпущенных в обращение после принятия нормативного акта. При ее отсутствии в автомобиле предусмотрены штрафные санкции. Тем не менее на легковые машины они не распространяются.

Немаловажно знать, как осуществляется абонентское обслуживание ГЛОНАСС КОСГУ и на основании какой статьи происходит оплата данной услуги.

Оцените статью
Блог о спутниковом слежении
Добавить комментарий

Adblock
detector