Система лаунч-контроля в автомобиле

Система лаунч-контроля в автомобиле Отслеживание местоположения

В арсенале современных спортивных автомобилей есть опция, которая называется Launch Control (произносится как «ланч (лаунч) контроль»). Эта электронная система позволяет машине на старте мгновенно развить свою максимальную скорость. Стоит разобраться, как появилась эта опция и как она используется современными водителями.

Что такое лаунч-контроль

Впервые эта функция начала применяться в спортивных болидах. Благодаря ей у автомобилей появилась возможность «мгновенного старта». Лучше всего функция зарекомендовала себя в машинах с инжекторным двигателем. Автомобили с АКПП с гидротрансформатором не имели такой опции, потому что резкий старт мог привести к поломке автоматики.

После изобретения преселективных роботизированных КПП появилась возможность серийного выпуска машин с системой лаунч-контроля. Она позволяет водителям экономить время на старте как на трассе, так и на городских улицах.

Система лаунч-контроля в автомобиле

Электроника Launch Control контролирует ряд функций при старте авто. Она следит за:

  • системой впрыска;
  • зажиганием;
  • дроссельной заслонкой.

Эту опцию имеют некоторые модели известных производителей:

  • машины серии M компании «БМВ»;
  • GR-T у Nissan;
  • Tiguan 2G («Тигуан») у Volkswagen;
  • Lancer Evolution X MR у Mitsubishi;
  • Panamera Turbo, известная 911 у Porsche.

История создания

Раньше скорость на старте зависела от мастерства водителя, поэтому мгновенно ускорять болид умели только асы автогонок. Идея автоматизировать этот процесс возникла после появления телеметрии. Компания «Рено» первой придумала способ, позволяющий передавать на расстоянии сигналы, помогающие оптимизировать работу всех систем в автомобиле. В результате усовершенствования технологии был изобретен ланч-контроль.

Получив такую помощь в гонке, экипажи «Рено» показали выдающиеся результаты. Чтобы итог соревнований зависел только от умения пилотов, а не от применяемых приборов, корпорация FIA запретила водителям «Формулы 1» пользоваться электронными помощниками. Но ланч-контроль в машине до сих пор разрешен в других видах гонок. В знаменитом драг-рейсинге он позволяет получить значительное преимущество перед соперниками на старте.

Предназначение

Система ланч-контроль была создана, чтобы выполнять точную калибровку работы силовой установки и снижать возможность пробуксовки на старте. Когда автомобиль участвует в гонках, польза от этой опции неоценима, ведь она позволяет опередить соперников в самом начале соревнований. Во многих случаях выигранные секунды становятся решающими.

Гонщик Олег Кесельман объяснил особенности старта, осуществляющегося без помощи электронных помощников. До появления электроники пилоты вынуждены были раскручивать двигатель до красной зоны, а затем бросать сцепление так, чтобы машина резко срывалась с места. Нужно было следить за тем, чтобы колеса не пробуксовывали и автомобиль не тратил зря энергию. Эти операции требовали от водителей большого мастерства.

Разработчики функции лаунч-контроля установили, какие обороты должны поддерживаться до старта. Теперь она самостоятельно контролирует и запускает все процессы в нужный момент. С ее появлением быстрый старт стал полностью автоматизированным.

Принцип работы системы

Ее действие основывается на возможности силового агрегата поддерживать обороты на определенном уровне, а затем выполнять мгновенный разгон до предельных значений. В АКПП возможность быстрого старта появилась благодаря способности электроники полностью контролировать этот процесс.

В серийных авто водитель нажимает одновременно и тормоз, и газ. В это время автоматика позволяет двигателю набрать нужные обороты. Когда отпускается тормоз, машина мгновенно срывается с места. Чтобы в этот момент не повредилась трансмиссия, электроникой контролируются все параметры запуска и движения транспортного средства.

Пошаговая инструкция по использованию

Активация опции может немного отличаться для разных марок автомобилей, но последовательность действий при включении примерно одинаковая.

Шаг № 1 Разогреть КПП и двигатель до номинального уровня
Шаг № 2 Переключить КПП в позицию «Спорт»
Шаг № 3 Отключить контроль курсовой устойчивости
Шаг № 4 Нажать педали тормоза и газа
Шаг № 5 Дождаться, пока обороты двигателя не достигнут 3500 об/мин., и медленно отпустить тормоз

Если все действия выполнены без ошибок, автомобиль мгновенно начнет ускоряться, пока не достигнет максимальной скорости. Чтобы замедлиться, нужно ослабить нажатие на педаль газа.

Настройка

В серийных автомобилях пользователь может только включать/отключать лаунч-контроль в машине. Так производители защитили КП, чтобы она не пострадала при неправильном подборе параметров.

Пилоты спортивных болидов настраивают систему лаунч-контроля, меняя скорость вращения мотора и момент срабатывания в зависимости от таких показателей:

  • разновидности дорожного покрытия;
  • температуры воздуха;
  • состава резины.
Настройка Launch Control

Полезные советы

Рекомендации по использованию лаунч-контроля:

  1. В разных автомобилях активация опции происходит с небольшими отличиями, поэтому перед стартом нужно хорошо изучить заводскую инструкцию.
  2. Следует быть готовым к тому, что при резком старте тело будет ощущать перегрузки, а голова резко откидываться назад на подголовник. Желательно хорошо отрегулировать кресло.
  3. После мгновенного старта машина должна проехать 7–10 км с небольшой скоростью, чтобы нормализовалась температура узлов, задействованных при разгоне.

Пользоваться лаунч-контролем в автомобиле лучше с мая по сентябрь на сухой дороге, чтобы исключить преждевременный износ двигателя и деталей трансмиссии. Эксплуатация в иных условиях может привести к потере управления транспортным средством.

Оцените статью
Блог о спутниковом слежении
Добавить комментарий

Adblock
detector